2PA
 |
- Истребитель
- Первый полет: 1938
- Северский
|
Ранней весной 1938-го на заснеженном аэродроме НИИ ВВС появился новый самолет - американский двухместный истребитель "Северский" 2PA-L. Конструктором этого самолета был наш соотечественник, выдающийся летчик Первой мировой войны А.Н.Прокофьев - Северский. В 1918-м он переехал в США и в 1931-м основал собственную самолетостроительную фирму в Лонг Айлэнде (штат Нью-Йорк).
Истребитель 2РА, разработанный фирмой "Северски Эркрафкт Корпорейшн" в 1937-м предназначался для сопровождения и охраны бомбардировщиков от вражеских истребителей. Он мог использоваться и как дальний разведчик. Подобно другим самолетам Северского, 2РА представлял собой цельнометаллический, свободнонесущий моноплан с двигателем воздушного охлаждения, убирающимся шасси и низкорасположенным крылом. Для достижения большой дальности полета практически весь внутренний объем крыла занимали топливные баки. Это, наряду с хорошими аэродинамическими формами, обеспечивало ему необычно большой для истребителя радиус действия - более 1000 км.
Еще одной особенностью 2РА стала конструкция задней пулеметной турели. Чтобы не увеличивать вес и сопротивление крыла, Прокофьев - Северский отказался от применения стрелковой установки башенного типа. Стрелок и пулеметная турель закрывались застекленным обтекателем, являвшимся продолжением фонаря кабины. При необходимости стрелок мог, освободив замок, повернуть обтекатель вокруг его продольной оси, спрятать его в фюзеляж и начать стрельбу.
Кроме обычного шасси, самолет мог устанавливаться на поплавки с убирающимися внутрь колесами, приобретая, таким образом, свойства амфибии. Конструктивные особенности этого взлетно-посадочного устройства позволяли эксплуатировать самолет с воды, льда или снега.
Длина самолета составляла 7,8 м, размах крыла - 11 м, площадь - 20,5 м², нормальный взлетный вес (с колесным шасси) - 2752 кг. Вооружение - 2 пулемета калибра 12,7 мм и один - калибра 7,5 мм. Посадочная механизация состояла из двух крыльевых и одного подфюзеляжного щитков. Шасси и щитки управлялись с помощью электропривода.
По-видимому, такие качества 2РА, как большая дальность полета и возможность садиться и взлетать с неподготовленных площадок и привлекли внимание советских авиационных специалистов. В начале 1937-го советское торговое представительство в США "Амторг" по поручению 1-го Главного управления наркомата оборонной промышленности обратилось к "Северски Эркрафт Корпорейшн" с предложением продать два самолета 2РА и права на их производство в СССР. За это Советский Союз обещал заплатить 780 тысяч долларов.
Прокофьев - Северский не питал симпатий к коммунистическому режиму и даже хотел отказаться от этого выгодного предложения, однако под нажимом Белого дома, заинтересованного в развитии коммерческих контактов с СССР, пошел на подписание контракта.
Согласно договора подписанного 26 марта 1937-го, фирма "Северски Эркрафт Корпорейшн" изготавливала для СССР два самолета - 2PA-L с обычным колесным шасси и 2РА -А с колесно-поплавковым и выдавала лицензию на их производство.
В то же время, правительство США запретило Прокофьеву - Северскому устанавливать на экспортные 2РА новейший американский двигатель Пратт-Уитни "Дабл Уосп", мощностью 1000 л.с., применявшийся на истребителе P-35. Вместо него самолеты снабдили менее мощным мотором Райт "Циклон" GP-1820 G-7 в 750 л. с. с трехлопастным винтом изменяемого шага фирмы "Гамильтон-Стандарт".
Для контроля за выполнением заказа в США прибыла группа из шести советских авиационных инженеров. Впоследствии число специалистов возросло до 24 человек. Чтобы сохранить в тайне новейшие технические разработки, руководство фирмы построило специальный цех по производству экспортных самолетов. Доступ иностранным заказчикам в другие помещения фирмы воспрещался.
После завершения постройки самолетов и их испытаний, в которых участвовали и советские специалисты (правда, в качестве пассажиров), самолеты погрузили на корабль и отправили в СССР.
Самолет с колесным шасси 2PA-L (заводской номер R-189M) прибыл в НИИ ВВС 14 марта 1938-го. Испытывать машину поручили летчику С. П. Супруну. Основными задачами являлось изучение возможностей самолета в качестве дальнего разведчика и решение вопроса о целесообразности его серийного производства. В испытаниях принимали участие также специалисты 8-го отдела ЦАГИ. Так как аэродром еще был покрыт снегом, колеса заменили на лыжи, изготовленные заводом № 156. До 21 марта успели провести 16 полетов, затем из-за прогара поршня в одном из цилиндров испытания пришлось прервать.
После ремонта самолет поставили на колеса, и 31 мая Супрун вновь поднял машину в воздух. Испытания продолжались до 10 июля при нормальном взлетном весе 2752 кг и центровке 25, 8% САХ. Сорок восемь полетов общей продолжительностью 24 час 15 мин показали следующие летные характеристики: максимальная скорость на высоте 4200 м - 400 км/ ч, время набора высоты 3000 м - 6 мин, практический потолок 8000 м, длина разбега-300 м, длина пробега - 290м, время выполнения виража на высоте 1000 м - 18 сек.
Высокую оценку получили пилотажные свойства машины. "Техника пилотирования на самолете и его взлетно-посадочные свойства ближе всего напоминают самолет И-16. Разница заключается в том, что самолет "Северский" имеет лучшую, чем у И-16, устойчивость и триммеры на всех рулях управления, которые позволяют снимать нагрузку на органы управления", - отмечалось в отчете об испытаниях.
Помимо полетов для замера летных характеристик, в НИИ ВВС проводились учебные воздушные бои с самолетами И-16 и Р-10. Двухместный 2РА продемонстрировал явное превосходство не только над двухместным разведчиком Р-10, но и над лучшим советским одноместным истребителем того времени. Вот некоторые выписки о результатах воздушных боев:
1. Преимущество в скорости на высоте 5000 м позволяет самолету "Северский" иметь превосходство в воздухе над самолетом И-16 при его маневрах, сближаясь с ним до 50 м на виражах.
2. Самолет И-16, наоборот, во время активных атак отстает на вираже от "Северского" и, кроме того, как правило, находится под огнем задней точки.
3. В общем итоге на высоте 5000 м самолет "Северский" значительно превосходит самолет И-16 по маневренности и по скорости.
4. Выход из боя для самолета И-16 может быть произведен только в вертикальной плоскости (пикирование).
5. С двухместным разведчиком типа Р-10 самолет "Северский" справляется легко, почти не используя своей задней точки.
В чем же секрет того, что при практически равных по мощности двигателях (применявшийся в учебных боях И-16 тип 5 имел мотор М-25 мощностью 700 л.с.) значительно более тяжелый двухместный истребитель оказался по своим летным параметрам лучше советского одноместного? Он заключается в первую очередь в лучшей аэродинамике американского самолета: коэффициент лобового аэродинамического сопротивления истребителя фирмы "Северский" Р-35, идентичного по схеме самолету 2РА, был всего 0, 0251, тогда как у И-16 эта величина составляла 0, 035. Свою роль сыграли и несколько большая высотность двигателя, установленного на 2РА, а также лучший КПД трехлопастного пропеллера.
Несмотря на отличные летные качества, 2РА не был рекомендован военными к серийному производству. При испытаниях выявилась недостаточная жесткость установки пулеметов, вызывающая большое рассеивание при стрельбе. Кроме того, подводил мотор - дважды происходили прогары поршня. "Самолет" "Северский 2PA-L" на вооружение в ВВС РККА принят быть не может вследствие большой уязвимости его крыльев-баков и общей не доведенности его стрелкового вооружения и винтомоторной группы", - отмечалось в заключении НИИ ВВС.
Позднее самолет передали для испытаний на устойчивость в ЛИИ, их проводил летчик Ю. К. Станкевич.
Экипаж |
2 |
Размеры |
Размах крыла, м |
11,00 |
Площадь крыла, м² |
20,50 |
Длина самолета, м |
7,80 |
Высота самолета, м |
4,27 |
Силовая установка |
1 × ПД Wright GP-1820G-7, мощностью л.с. |
1 × 750 |
Массы и нагрузки, кг: |
Пустого самолета |
2078 |
Нормальная взлетная |
2752 |
Летные данные |
Максимальная скорость, км/ч |
400 |
Крейсерская скорость, км/ч |
354 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
500 |
Практический потолок, м |
8000 |
Практическая дальность, км |
3100 |
Вооружение |
Два 12, 7 мм пулемета и один 7, 5 мм пулемет. |
|
 |
Схема 2PA-L Северский
|
 |
2PA-A Северский NX1307
|
Второй самолет фирмы "Северски Эркрафт Корпорейшн" 2РА-А (бортовой номер NX1307), выполненный в варианте амфибии, испытывали в СССР летчики морской авиации. По их выводам машина для авиации ВМФ интереса не представляла.
В США самолет 2РА серийно не строился. В связи с появлением на вооружении скоростных бомбардировщиков возобладало мнение, что они смогут выполнять боевые задачи без прикрытия истребителями. Несколько лет спустя жизнь показала ошибочность этой точки, зрения - при налетах американской бомбардировочной авиации на Германию без истребительного сопровождения потери оказались так велики, что от подобных операций пришлось отказаться.
Модификации
- 2PA - прототип с ПД Wright R-1820-G3 Cyclone.
- 2PA-202 - демонстратор для Европы с ПД P&W P-1830-S1C Wasp.
- 2PA-A - вариант с колёсно-поплавковым шасси и ПД Wright R-1820-G5 Cyclone.
- 2PA-BX (2PA-B) - демонстратор.
- 2PA-B3 - экспортный вариант для Японии (A8V1).
- 2PA-L - демонстратор для СССР с ПД Wright R-1820-G7.
- AT-12 - УТС для ВВС США.
- 2-PA Guardsman (B.6) - варинт для ВВС Швеции.
Источники
- "Белые" самолеты для Красной Армии /Авиация и Время 1997-02. Вадим Михеев./
- Seversky P-35 /Иван Малышев./
- "Северский" против И-16 /Дмитрий Соболев. /
- Неудачливый "Конвой Файтер" /Моделист-Конструктор 2016-10. Владимир Котельников./
|