Авиация Второй мировой

Home    English

A-20 "Havoc"

Ударный самолет

Douglas

A-20C 254 Havoc

Бомбардировщик А-20 выпускался с июня 1939 года как «отечественная» модификация экспортного самолета, который во Франции имел индекс DB-7, а в Англии — «Бостон». Первый заказ ВВС США составлял 63 и 143 машины модификаций А-20 и А-20А соответственно; последняя имела турбокомпрессор и впоследствии была переделана в ночной истребитель Р-70. А-20А поступил на вооружение в 1941 году, затем последовал выпуск 999 самолетов А-20В. которые полностью соответствовали французским DB-7, и 948 машин А-20С с британским оборудованием, а также 17 машин А-20Е — варианта А-20А с двигателями А-20В. На штурмовой модификации A-20G (2850 машин) вместо передней кабины установили мощную пушку. Кроме того, выпускались модификации А-20Н (412 машин), A-20J и А-20К на базе A-20G и А-20Н (450 и 413 машин соответственно). Последняя модификация F-3 использовалась как фоторазведчик.

Всего было построено 7097 самолетов «Бостон»


Характеристики
Экипаж 3 чел.
Размеры
Размах крыла, м 18,69
Длина самолета, м 14,63
Высота самолета, м 5,36
Силовая установка
2 × ПД 14-ти цилиндровых двухрядных R-2600-23 (Райт-Циклон) 1600 л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 7830
Нормальная взлетная 12330
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 560
Время набора высоты 3000м, мин 9
Практический потолок, м 7225
Максимальная дальность полета, км 3380
Вооружение
6 x 12,7мм пулеметов или 4x20мм пушки в носу,
2 x 12,7мм в башне и один под фюзеляжем, бомб в фюзеляже кг
1800
Фото Описание
Схема A-20 C
Схема A-20 G-20
Бостон AL693 'U' вернулся с флайт офицером Джони Рив и его экипажем после рейда на Эйндховен (Eindhoven).

Ночной разведчик F-3

Разведывательный вариант среднего бомбардировщика А-20 "Havoc". Первый опытный образец разведчика, XF-3 построили в марте 1940 г.

В январе 1944 г. модификационным центром в Дэггете была начата пробная переделка бомбардировщиков A-20J, выпускавшихся заводом "Дуглас". Серийную доработку вели с июля 1944 г. Всего выпущено 46 F-3A на базе бомбардировщиков типов A-20J и А-20К.

F-3A состояли на вооружении только ВВС армии США, с мая 1944 г.

YF-3 начиная с 1942 г. применяла для аэрофотосъемки на Аляске картографическая служба американской армии. F-3A с мая 1944 г. и до конца войны действовали на фронте во Франции и Германии. На них летала 155-я ночная разведывательная эскадрилья. В качестве разведчиков служили также бомбардировщики А-20В, они использовались американскими частями в Англии с осени 1942 г.

В СССР в больших количествах переделывали в разведчики самолеты модификаций "Бостон" III и IIIA (первоначально предназначенные для британских ВВС и отличавшиеся по оборудованию и вооружению), А-20В, А-20С, A-20G, позднее также A-20J и А-20К, устанавливая дополнительные бензобаки (в бомбоотсеке) и фотоаппаратуру (в бомбоотсеке и кабине стрелка-радиста). На самолетах А-20В и А-20С иногда при этом заменяли вооружение на отечественное. Существовало много вариантов комплектации и размещения фотоаппаратов. У нас все эти машины обычно именовали на английский манер - "бостонами".

Первые разведчики на базе А-20 начали эксплуатироваться с апреля 1942 г. на Кавказе. С лета того же года применялись и сухопутной, и морской авиацией на различных фронтах и флотах. Переоборудованные машины входили в состав дальнеразведывательных полков Ставки ВГК (стратегической разведки), отдельных разведывательных полков и эскадрилий и обычных бомбардировочных полков.

Первый случай широкого использования разведчиков на базе А-20 - съемка позиций немцев перед наступлением под Сталинградом. Позднее их применяли в Белоруссии, на Украине, в Карелии и Прибалтике.

В морской авиации А-20 как разведчики служили с мая 1942 г., когда на Черном море организовали внештатную разведывательную эскадрилью, включавшую машины типов А-20В и "Бостон" III. С февраля 1943 г. они появились на Балтике, а с марта того же года - на Северном флоте. В мае 1943 г. один из североморских "бостонов" впервые сфотографировал порт Нарвик в Норвегии.

В завершающей фазе войны эти самолеты активно фотографировали объекты в глубоком тылу немцев. Они снимали Констанцу, Сулин, Плоешти, Варшаву, Бухарест, Афины, Белград, Будапешт. Иногда попутно наносились и бомбовые удары. Машины, переделанные из бомбардировщиков А-20, к концу Великой Отечественной войны являлись самым массовым типом дальнего разведчика в советских ВВС. Они участвовали в подготовке Берлинской операции в марте - апреле 1945 г. и в боевых действиях на Дальнем Востоке в августе того же года. Авиация Тихоокеанского флота получила разведчики А-20К в середине 1945 г. Во время войны с японцами они снимали южную часть Сахалина, Курильские о-ва и собственно Японию - о. Хоккайдо.

Производство F-3A прекратили в сентябре 1944 г. С вооружения ВВС армии США их сняли в конце 1945 г.

Подробно

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • CD энциклопедия. "Военная авиация" /Media 2000/
A-20G England 1944