Авиация Второй мировой |
| Самолёты | Белл | Боинг | Брюстер | Консолидейтед | Кертисс | Дуглас | Дженерал Моторс | Грумман | Локхид Мартин | Норт Америкэн | Нортроп | Репаблик | Воут | Бои | Люди | Фото |
Ночной разведчик F-3Разведывательный вариант среднего бомбардировщика А-20 "Havoc". Первый опытный образец разведчика, XF-3 построили в марте 1940 г. В январе 1944 г. модификационным центром в Дэггете была начата пробная переделка бомбардировщиков A-20J, выпускавшихся заводом "Дуглас". Серийную доработку вели с июля 1944 г. Всего выпущено 46 F-3A на базе бомбардировщиков типов A-20J и А-20К. F-3A состояли на вооружении только ВВС армии США, с мая 1944 г. YF-3 начиная с 1942 г. применяла для аэрофотосъемки на Аляске картографическая служба американской армии. F-3A с мая 1944 г. и до конца войны действовали на фронте во Франции и Германии. На них летала 155-я ночная разведывательная эскадрилья. В качестве разведчиков служили также бомбардировщики А-20В, они использовались американскими частями в Англии с осени 1942 г. В СССР в больших количествах переделывали в разведчики самолеты модификаций "Бостон" III и IIIA (первоначально предназначенные для британских ВВС и отличавшиеся по оборудованию и вооружению), А-20В, А-20С, A-20G, позднее также A-20J и А-20К, устанавливая дополнительные бензобаки (в бомбоотсеке) и фотоаппаратуру (в бомбоотсеке и кабине стрелка-радиста). На самолетах А-20В и А-20С иногда при этом заменяли вооружение на отечественное. Существовало много вариантов комплектации и размещения фотоаппаратов. У нас все эти машины обычно именовали на английский манер - "бостонами". Первые разведчики на базе А-20 начали эксплуатироваться с апреля 1942 г. на Кавказе. С лета того же года применялись и сухопутной, и морской авиацией на различных фронтах и флотах. Переоборудованные машины входили в состав дальнеразведывательных полков Ставки ВГК (стратегической разведки), отдельных разведывательных полков и эскадрилий и обычных бомбардировочных полков. Первый случай широкого использования разведчиков на базе А-20 - съемка позиций немцев перед наступлением под Сталинградом. Позднее их применяли в Белоруссии, на Украине, в Карелии и Прибалтике. В морской авиации А-20 как разведчики служили с мая 1942 г., когда на Черном море организовали внештатную разведывательную эскадрилью, включавшую машины типов А-20В и "Бостон" III. С февраля 1943 г. они появились на Балтике, а с марта того же года - на Северном флоте. В мае 1943 г. один из североморских "бостонов" впервые сфотографировал порт Нарвик в Норвегии. В завершающей фазе войны эти самолеты активно фотографировали объекты в глубоком тылу немцев. Они снимали Констанцу, Сулин, Плоешти, Варшаву, Бухарест, Афины, Белград, Будапешт. Иногда попутно наносились и бомбовые удары. Машины, переделанные из бомбардировщиков А-20, к концу Великой Отечественной войны являлись самым массовым типом дальнего разведчика в советских ВВС. Они участвовали в подготовке Берлинской операции в марте - апреле 1945 г. и в боевых действиях на Дальнем Востоке в августе того же года. Авиация Тихоокеанского флота получила разведчики А-20К в середине 1945 г. Во время войны с японцами они снимали южную часть Сахалина, Курильские о-ва и собственно Японию - о. Хоккайдо. Производство F-3A прекратили в сентябре 1944 г. С вооружения ВВС армии США их сняли в конце 1945 г. Подробно
Источники
|