Авиация Второй мировой

Home    English

A-36 ✪ Apache
Пикирующий бомбардировщик-штурмовик
North American

A-36 Apache/Invader

16 апреля 1942 г. фирма North American получила заказ US AAF на поставку 500 машин под обозначением Р-51, но в качестве пикирующего бомбардировщика. В связи с таким специфическим назначением маркировку самолета 21 сентября изменили на А-36А.

Пикирующий бомбардировщик предназначался для поражения малоразмерных и движущихся целей у линии фронта с высокой точностью. Подобные самолеты в США строились ранее только для морской авиации, но опыт войны показал, что и на суше они тоже могут принести большую пользу.

Самолеты этой модификации отличались более мощными двигателями V-1710-87 в 1325 л.с. Радиатор не имел совка-дефлектора на входе. Вооружение А-36А состояло из шести 12,7-мм пулеметов: четыре размещались в крыле, два - в фюзеляже, при этом на фронте фюзеляжные пулеметы для облегчения машины иногда снимали. Под крылом монтировались пилоны-бомбодержатели, рассчитанные на бомбы калибром до 500 фунтов (227 кг), при этом суммарная бомбовая нагрузка составляла 454 кг.

Однако главным отличием пикировщика являлись тормозные щитки, размещенные на верхней и нижней поверхности крыла. Аэродинамические тормоза в виде пластин с прорезями выпускались тросовым механизмом при входе самолета в пикирование, устанавливаясь перпендикулярно поверхности крыла.

А-36А стал тяжелее предыдущих модификаций; нормальный взлетный вес равнялся 3800 кг, а максимальный - 4858 кг. Соответственно уменьшилась и максимальная скорость - до 570 км/ч без бомб и 495 км/ч с двумя бомбами по 227 кг. Свою роль здесь сыграло и увеличение аэродинамического сопротивления за счет тормозных щитков и бомбодержателей. Оба фактора сказались на уменьшении дальности полета до 880 км и практического потолка до 7655 м.

Но хорошим пикирующим бомбардировщиком A-36 не стал. Даже при выпущенных тормозных решетках он все равно разгонялся слишком быстро. Поэтому отвесное пикирование на А-36А запретили. Бомбометание осуществляли лишь при углах не более 60°.

Первый пикирующий бомбардировщик облетали 21 сентября 1942 г. Весь заказ был выполнен к марту следующего года. Один из последних самолетов подарили для изучения англичанам.

Обычно А-36А входили в пологое пикирование на высоте 3000 - 4500 м. При выпущенных решетках скорость при этом удерживалась в пределах 480 км/ч. Бомбы сбрасывались с 1000 м, а выход из пикирования осуществлялся на 500 м.

От боя с истребителями противника А-36А старались уклониться, уходя на высокой скорости. Если же схватка становилась неизбежной, пикировщики уходили на высоту около 2500 м, где могли в полной мере использовать возможности машины. Прочная конструкция позволяла им выдерживать значительные перегрузки.

При благоприятных условиях A-36A мог пустить в ход свое мощное вооружение и как атакующая сторона. Он мог успешно действовать против тихоходных и неуклюжих бомбардировщиков, летающих лодок и транспортных самолетов. Иногда А-36А использовали для прикрытия судов и кораблей, сопровождения бомбардировщиков и транспортников, когда не хватало истребителей. По американским данным, на счету А-36А 101 уничтоженный самолет противника (84 в воздухе и 17 на земле).

А-36А вывели из строевых частей US AAF к началу 1945 г. За период участия в боевых действиях они совершили в общей сложности 23 373 боевых вылета, сбросили на врага около 8000 т бомб. Противником были сбиты 177 штурмовиков А-36А.


Характеристики A-36A
Экипаж, чел. 1
Размеры
Размах крыла, м 11,28
Площадь крыла, м² 21,91
Длина самолета, м 9,83
Высота самолета, м 3,71
Силовая установка
ПД Allison V-1710-87 1325
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 2998
Нормальная взлетная 4536
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 573
Крейсерская скорость, км/ч 402
Практический потолок, м 7620
Вооружение
6×12,7-мм пулеметов, бомб, кг 2×227
Фото Описание
Схема A-36A Apache
A-36 Baby Carmen - в полете и на земле

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/
A-36 Apache in flight