A-36 ✪ Apache
Пикирующий бомбардировщик-штурмовик
North American
16 апреля 1942 г. фирма North American получила заказ US AAF на поставку 500 машин под обозначением Р-51, но в качестве пикирующего бомбардировщика. В связи с таким специфическим назначением маркировку самолета 21 сентября изменили на А-36А.
Пикирующий бомбардировщик предназначался для поражения малоразмерных и движущихся целей у линии фронта с высокой точностью. Подобные самолеты в США строились ранее только для морской авиации, но опыт войны показал, что и на суше они тоже могут принести большую пользу.
Самолеты этой модификации отличались более мощными двигателями V-1710-87 в 1325 л.с. Радиатор не имел совка-дефлектора на входе. Вооружение А-36А состояло из шести 12,7-мм пулеметов: четыре размещались в крыле, два - в фюзеляже, при этом на фронте фюзеляжные пулеметы для облегчения машины иногда снимали. Под крылом монтировались пилоны-бомбодержатели, рассчитанные на бомбы калибром до 500 фунтов (227 кг), при этом суммарная бомбовая нагрузка составляла 454 кг.
Однако главным отличием пикировщика являлись тормозные щитки, размещенные на верхней и нижней поверхности крыла. Аэродинамические тормоза в виде пластин с прорезями выпускались тросовым механизмом при входе самолета в пикирование, устанавливаясь перпендикулярно поверхности крыла.
А-36А стал тяжелее предыдущих модификаций; нормальный взлетный вес равнялся 3800 кг, а максимальный - 4858 кг. Соответственно уменьшилась и максимальная скорость - до 570 км/ч без бомб и 495 км/ч с двумя бомбами по 227 кг. Свою роль здесь сыграло и увеличение аэродинамического сопротивления за счет тормозных щитков и бомбодержателей. Оба фактора сказались на уменьшении дальности полета до 880 км и практического потолка до 7655 м.
Но хорошим пикирующим бомбардировщиком A-36 не стал. Даже при выпущенных тормозных решетках он все равно разгонялся слишком быстро. Поэтому отвесное пикирование на А-36А запретили. Бомбометание осуществляли лишь при углах не более 60°.
Первый пикирующий бомбардировщик облетали 21 сентября 1942 г. Весь заказ был выполнен к марту следующего года. Один из последних самолетов подарили для изучения англичанам.
Обычно А-36А входили в пологое пикирование на высоте 3000 - 4500 м. При выпущенных решетках скорость при этом удерживалась в пределах 480 км/ч. Бомбы сбрасывались с 1000 м, а выход из пикирования осуществлялся на 500 м.
От боя с истребителями противника А-36А старались уклониться, уходя на высокой скорости. Если же схватка становилась неизбежной, пикировщики уходили на высоту около 2500 м, где могли в полной мере использовать возможности машины. Прочная конструкция позволяла им выдерживать значительные перегрузки.
При благоприятных условиях A-36A мог пустить в ход свое мощное вооружение и как атакующая сторона. Он мог успешно действовать против тихоходных и неуклюжих бомбардировщиков, летающих лодок и транспортных самолетов. Иногда А-36А использовали для прикрытия судов и кораблей, сопровождения бомбардировщиков и транспортников, когда не хватало истребителей. По американским данным, на счету А-36А 101 уничтоженный самолет противника (84 в воздухе и 17 на земле).
А-36А вывели из строевых частей US AAF к началу 1945 г. За период участия в боевых действиях они совершили в общей сложности 23 373 боевых вылета, сбросили на врага около 8000 т бомб. Противником были сбиты 177 штурмовиков А-36А.
|