Авиация Второй мировой

Home    English

B-10/B-12 "Martin"

Легкий бомбардировщик

Martin

Martin B-10

К середине 30-х годов основными типами бомбардировщиков США были В-10 и В-12. И тот и другой - различные модификации одного итого же базового самолета "Мартин 139". Если взглянуть на него, то никак не скажешь, что эта машина когда-то считалась самым быстроходным бомбардировщиком мира. Скорость ассоциируется с вытянутыми, "зализанными" формами. А этот - компактный, "пузатый", похожий то ли на головастика, то ли на беременную рыбку гуппи. И тем не менее, "Мартин" когда-то обгонял истребители. Более того, в какой-то степени его можно считать родоначальником скоростных бомбардировщиков.

Тогдашние истребители - бипланы не имели никаких шансов перехватить подобную машину. За создание нового бомбардировщика фирма "Мартин" была удостоена Кубка Копьера "За достижение в авиации". 17 января 1933 г. был утвержден заказ на 48 самолетов.

Первым бомбардировщиком американской конструкции, принявшим участие в боевых действиях Второй Мировой войны, пусть и в составе ВВС другого государства стал самолет В-10. К началу Второй Мировой войны эта машина уже несколько устарела. Она была первым американским цельнометаллическим бомбардировщиком крупносерийного выпуска с дистанционно управляемыми пулеметными башнями. Всего американские ВВС имели на вооружении 151 машину типов В-10 и В-12, подавляющее большинство из них к началу войны уже было списано, но нескольким самолетам все же удалось поучаствовать в боевых действиях.

Хотя машины семейства "Мартин 139" при своем появлении были лидерами мирового самолетостроения, они очень быстро утеряли передовые позиции: не потому, что были плохи, а потому, что техника в то время развивалась стремительно. Уже в 1934 г. командование Авиационного корпуса сформировало требования к новому бомбардировщику, который должен был сменить В-10 и В-12. Количество моторов не оговаривалось, поэтому фирма "Дуглас" предложила двухмоторный DB-1, "Боинг"- четырехмоторную "модель 299", "Мартин" представила новый бомбардировщик "Мартин-146", который являлся усовершенствованием модели 139. Самолет стал чуть длиннее и тяжелее, для компенсации чего увеличили площадь крыла.

Однако "Мартин" вскоре вышел из игры. Заказ получила фирма "Дуглас", ее DB-1 запустили в серию, как B-18. "Боинг 299" попал в строй немного позже, став знаменитой "Летающей крепостью".

Боевой самолет "Модель 139" экспортировался в Аргентину, Китай, Тайланд и Турцию (35, 9, 26, и 20 машин соответственно). Японцы встретились в бою с китайскими машинами этого типа еще в конце 30-х годов, а со 120 самолетами "Модель 139W" и "Модель 166" авиации Голландской Ост-Индии - в начале 40-х годов.


Характеристики В-10B
Экипаж 4-5 чел.
Размеры.
Размах крыла, м 21.49
Площадь крыла, м² 62.99
Длина самолета, м 13.64
Высота самолета, м 4,70
Силовая установка
2 × 9-ти цилиндровых однорядных радиальных R-1820-33 2 × 775 л.с. (578 kW)
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 4391
Максимальная взлетная 7439
Летные данные
Максимальная скорость на высоте 1830м, км/ч 343
Крейсерская скорость, км/ч 311
Практический потолок, м 7375
Дальность полета, км 1996
Вооружение
3 × 7,62мм пулеметы, бомб на внутренней подвеске до, кг 1025

Сейчас в мире сохранился только один самолет этого некогда распространенного бомбардировщика. Это "Мартин 139WN", доставленный в США из Аргентины. До середины 60-х годов он стоял там в училище морских летчиков в качестве учебного пособия. Реставрировали "Мартин" на одной из авиабаз Техаса. Сейчас он стоит в музее американских ВВС в Дайтоне, в штате Огайо.

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/
  • CD энциклопедия. "Военная авиация" /Media 2000/