B-17F-85-BO "Flak Dancer"
Вторым B-17 в немецких руках стал B-17F-85-BO "Flak Dancer" (42-30048) из 544BS 384BG. Лейтенант Dalton Wheat совершил на этом самолёте вынужденную посадку на аэродроме Лаон (Laon) во Франции. После ремонта и традиционных испытаний в Рэхлине, весной 1944г. самолёт передали в KG200, где он получил обозначение A3+CE.
B-17F-90-BO "Down and Go!"
B-17F-90-BO "Down and Go!" был невезучим самолётом. Проблемы с этой машиной, управляемой лейтенантом Нэдом Палмером (Lieutenant Ned Palmer), начались вскоре после взлёта. Оба внутренних двигателя отказали, и пилот был вынужден отключить их. Тем не менее, экипаж хотел сбросить бомбы на Германию, и продолжил полёт. Незадолго до цели двигатель номер 4 перегрелся, и пилот был вынужден выключить и его. Штурман рассчитал курс на Швецию, но самолёт приземлился на учебном полигоне Вермахта возле Avedore Holme в Дании. Самолёт окружили немецкие солдаты, но экипаж успел уничтожить секретный прицел Norden. Спустя некоторое время этот B-17 доставили в датский город Кастроп (Kastrup), где его отремонтировали заводские инженеры фирмы Хейнкель. После ремонта и традиционных испытаний в Рэхлине весной 1944 года его передали в KG200, где он получил обозначение A3+EE (заменённое позднее на A3+BB).
B-17F-100-BO "Miss Nonalee II"
Последним B-17, захваченным в 1943 году стал B-17F-100-BO "Miss Nonalee II" (42-30336) из 548BS 385BG. Этот самолёт, управляемый лейтенантом Глайдоном Дж. Беллом (Lieutenant Glyndon G. Bell) был повреждён 9 октября 1943 года во время налёта на завод Арадо в Анкламе (Восточная Пруссия) (Anklam (Eastern Prussia)). Экипаж принял решение лететь в Швецию, но по ошибке совершил посадку в Дании. Весь экипаж, исключая пилота, выпрыгнул из самолёта с парашютами, но был пойман датской полицией совместно с немцами. Белл совершил вынужденную посадку возле Варде (Varde) и после неудачной попытки сжечь самолёт, ускользнув от полиции, был переправлен в Швецию участниками датского сопротивления. Тем временем немцы выслали из Фленсбурга (Flensburg) транспортный самолёт Ar.232 с техническими специалистами на борту. После нескольких часов работы облегчённый самолёт взлетел и взял курс на Рэхлин. Что стало с самолётом после ремонта и испытаний в Рэхлине, неизвестно.
B-17G-25-DL"Bloody Hundredth"
Первым захваченным в 1944 году B-17 стал B-17G-25-DL (42-38017) из 349BS 100BG "Bloody Hundredth". Самолёт, управляемый лейтенантом Джоном Дж. Гроссейджем (Lieutenant John G. Grossage), был повреждён 3 марта 1944 года. После отказа одного из двигателей и тяжёлого ранения члена экипажа (борттехника) пилот решил лететь в Швецию, но из-за ошибки штурмана самолёт совершил посадку на аэродром Шлезвиг-Ягель (Schlezwig-Jagel) на севере Германии. После ремонта и периода исследований в Рэхлине самолёт был передан в KG200 весной 1944г, и возможно получил обозначение A3+GE.
B-17F-115-BO "Phyllis Marie"
Последним B-17F, захваченным Германией, стал B-17F-115-BO "Phyllis Marie" (42-30713) из 568BS 390BG. Самолёт захватили 8 марта 1944 года после посадки в Ваерлозе (Vaerlose), Дания.
B-17G-10-VE “Punchboard”
Последним пригодным к полётам B-17 в немецком плену стал захваченный 9 апреля 1944 года B-17G-10-VE (42-39974) из 731BS 452BG, которым управлял лейтенант Рэйсенер (Lt. Racener). Этот самолёт был принят ВВС США 22 октября 1943 года, и на следующий день перелетел из Калифорнии в Центр доработок в Лонг-Брэч (Long Brach Modification Center) для доработок. 11 января 1944 года самолёт был приписан к 731BS 452BG (9 Воздушная Армия, базировалась в Англии), где получил обозначение 7D-P.
Сидят впереди, слева направо: лейт-ты Harry Dukes, Arthur Wagner, Clyde Freeman, Ernest Racener
Сзади стоят: серж-ты Robert Hazelton, Charles Cook, Robert Carlson, Charles Garrett, Vernice Wilson, Herbert Rosenberg
Во время налёта был повреждён второй двигатель, кроме того, самолёт получил интенсивную утечку топлива. По расчетам штурмана при такой скорости потери топлива его могло хватить только для того, чтобы долететь до Швеции. Экипаж покинул строй и взял курс севернее. Во время полёта над морем с самолёта сняли и выбросили за борт всё вооружение, чтобы хоть как-то облегчить машину. Спустя 10-15 минут после того, как самолёт достиг суши, экипаж увидел подходящее для посадки поле и решил сесть там. Перед посадкой командир самолёта решил облететь поле вокруг, чтобы убедиться в отсутствии на нём канав и заборов, и примерно на половине круга к своему превеликому удивлению обнаружил стоящие на поле камуфлированные самолёты со свастиками. Командир попытался развернуть самолёт, но стрелок доложил о висящем на хвосте Me.210, дававшем предупредительные выстрелы из пушек. Без оборонительного вооружения у B-17 не было никаких шансов, пришлось сажать самолёт на аэродром.
Забавно, что ошибка в определении на местности произошла из-за того, что никто из экипажа не знал, как выглядит шведский влаг. Висящие на флагштоках красные полотнища с белым крестом были приняты за национальные флаги Швеции. После этого, по словам командира, у экипажа было 13 месяцев (проведённых в немецком плену) для разучивания разницы между шведским и датским флагами.
Согласно некоторым источникам, в KG 200 этот B-17 получил номер A3+BB, и ночной камуфляж (чёрный низ и пятна серого сверху). На носу самолёта немцы изобразили мальчика, летящего на гусе (по мотивам шведских сказок).
Если история с изображением летящего на гусе мальчика соответствует истине, то на следующих снимках изображён находящийся в немецком плену “Punchboard”. Обратите внимание на отсутствие нижней шаровой турели. Она была на месте во время посадки в Ваерлозе (Vaerlose), так что можно сделать вывод, что её демонтировали немцы. Интересно так же и отсутствие следов маркировки ВВС США, что сильно затрудняет идентификацию самолёта. Однако с учётом того, что у немцев летало всего 2 B-17G, можно с большой долей уверенности утверждать, что это именно “Punchboard”.
Снимки были сделаны в Хильденсхайме (Hildesheim) в 1945 году. Два немецких офицера, позирующие на фоне самолёта, это Oberfeldwebel Rauchfuss и его радист Feldwebel Monkemeyer.
Есть несколько версий того, как был потерян этот самолёт. Согласно одним данным, он разбился во время взлёта из Штутгарта 9 февраля 1945 года, при попытке вывезти в Испанию агентов правительства в Виши (по другой версии это был B-17F-90-BO "Down and Go!"). По другим данным самолёт был сбит немецкими зенитчиками 6 апреля 1945 года. Немецкий B-17 пытался ускользнуть от наступающих войск союзников, и возможность предупредить зенитчиков просто отсутствовала.
B-17 в Kampfgeschwader 200
Все B-17 (исключая "Miss Nonalee II") были переданы в KG 200 – специальное подразделение Luftwaffe. Германии не хватало самолётов с такой дальностью полёта, как у B-17. Самолёты получили опознавательные знаки ВВС Германии, буквенные кодовые обозначения (начинавшиеся с А3, что означало принадлежность к KG 200) и ночной камуфляж. Кроме того, немцы установили кое-что из оборудования: метрические барометрические высотомеры, указатели скорости и радиовысотомер FuG 101. В KG 200 B-17 использовались в двух штаффелях (эскадрильях): 1.Staffel был боевой еденицей, а 4.Staffel учебной. Самолёты базировались на аэродроме Финстервальде (Finsterwalde). Немецкие пилоты были очень рады, т.к. Fortress был выдающимся самолётом. Крепости летали везде: в СССР, Польше, Греции, Италии, Франции, Бельгии, Голландии, Ирландии и даже в Палестине и Африке! Все самолёты были секретными, и цель полёта была известна только командиру и штурману. Служба в KG 200 была очень опасной, первый самолёты потеряли 15 мая и 27 июня 1944 года, при выполнении боевых операций. Следующий самолёт получил тяжёлые повреждения 19 ноября 1944. B-17 "Down and Go!" был потерян во время миссии в районе Испано-Французской границы. Самолёт под управлением пилотов Кнапеншайдера (Knappenscheider) и фон Печмана (von Pechmann) с 10 французскими коллаборационистами на борту отправился в полёт 9 февраля 1945 года. Вскоре после взлёта самолёт взорвался на высоте около 1000м, все находившиеся на борту погибли. Последняя потеря во время войны произошла 2 марта 1945 года. Самолёт взлетел с аэродрома Штутгард-Ойхтердинген (Stuttgart-Euchterdingen) в 11ч08мин вечера имея на борту 8 членов экипажа, 9 агентов и 3 контейнера с оборудованием. При возвращении на базу самолёт был сбит британским ночным истребителем Mosquito. Часть экипажа успела выпрыгнуть с парашютами. В ряде источников содержится упоминание о воздушном бое между немецким B-17 и американским YB-40 (экспериментальный тяжёлый истребитель на базе B-17, отличавшийся увеличенным числом вооружения), закончившийся победой последнего.
С сентября 1944 года B-17 KG 200 летали с аэродрома Финнов (Finnow). В течении последующих нескольких месяцев было выполнено несколько дюжин полётов над СССР и Польшей. Один из самых опасных полётов был выполнен 20 декабря 1944 года, когда самолёт взлетел из Кракова с 6 агентами на борту и направился в сторону Одессы. Незадолго до прыжка с парашютом один из советских агентов бросил в самолёте ручную гранату. Один из стрелков благодаря невероятной реакции сумел выбросить её из самолёта до того, как она взорвалась.
В конце войны самолёты летали с аэродромов Хидесхайм (Hildesheim), Вакерслебен (Wackersleben) и Фюрстенфельсбрук (Furstenfelsbruck). Последний боевой вылет был совершён 2 мая 1945 года. Все оставшиеся к концу войны самолёты были или уничтожены своими экипажами, или захвачены советскими войсками.
P.S. Ни один из самолётов, летавших в ВВС Германии, не числится в списке летавших в ВВС СССР B-17, опубликованном в статье Владимира Раткина «B-17 и B-24 в составе АДД» (Мир Авиации №26). Всего из приобретённых на европейском ТВД машин в составе ВВС СССР летало 23 B-17, последние из которых были разделаны в 1952 году.
|
Boeing B-17 F (DB+PB), Ser.Nr. 42-5714 на службе в KG 200.
|
|
Boeing B-17 F (DB+PB), фото на память.
|
|
Boeing B-17 F (DB+PB), фото на память.
|
B-17 в ВВС Японии
Всего встречаются упоминания о 4 захваченных японцами B-17, восстановленных до лётного состояния. Три из них перелетели в метрополию.
Первыми захваченными самолётами этого типа стали 2 B-17D.
B-17D serial no. 40-3095, tactical number 61/11B, принадлежавший 14th BS, 19th BG, был тяжело повреждён во время налёта японских ВВС на авиабазу Кларк (Clark, Philippines), 8 декабря 1941, и позднее восстановлен там же японцами до лётного состояния. Интересно, что на этом самолёте должен был летать Колин Келли (Colin Kelly) но по понятным причинам 10 декабря он отправился в полёт, за который был удостоен Medal of Honor, на другом самолёте (B-17C s.n. 40-2045).
Второй самолёт этой модификации, возможно, был собран из останков захваченного там же на Филиппинах B-17D s.n.40-3069, но позднее он стал источником запчастей для s.n. 40-3095, единственного B-17D, перелетевшего в Японию.
Как минимум один B-17E, однозначно идентифицируемый как 41-2471, принадлежавший 9th BS/7th BG был захвачен на авиабазе Djogjakarta, расположенной на острове Ява. 41-2471 был тяжело повреждён 8 февраля 1942 группой А6М с Тайнаня, в которую входил известный ас Сабуро Сакае, после чего брошен на острове при эвакуации. Так же встречаются упоминания и о втором захваченном B-17E, есть фотография клина из одного B-17D и двух B-17E, летящих на фоне горы Фудзияма. Из книги "Nihongun Hokakuki Hiroku" ('Japanese Army Captured A/c Secret Files') K. Osuo and S. Nohara можно понять, что этот самолёт был захвачен на базе Bandung, там есть фотография B-17E на этой базе в процессе ремонта, но невозможно определить его серийный номер.
О дальнейшей судьбе трёх перелетевших в Японию самолётов известно не много. Один из них перегнали на аэродром Yasukuni Shrine в Tokyo для участия в фестивале, состоявшемся 18 октября 1942.
B-17D в 1942 году использовался при съёмках полнометражного художественного фильма «Tsubasa no gaika», где играл самого себя, т.е. бомбардировщик ВВС США.
Один из захваченных B-17 был разобран на заводе Накадзима в 1942-1943 годах с целью изучения конструкции в поисках удачных решений, которые можно было бы использовать на разрабатываемом новом бомбардировщике G8N "Renzan ". Бомбардировочный прицел Норден, установленный на B-17D был снят и отправлен на завод Тачикава, для создания на его базе прицела Type 10.
Имеются непроверенные данные, что захваченный B-17 использовали для бомбардировки Иводзимы и Сайпана.
Дата публикации на сайте: 14.11.2009
перевод с английского и редакция - Петр Клундук
Источники
- Война в воздухе №119
- Крылья-дайджест №16
- B-17 «Летающая крепость», сост. С.Г.Пилипенко, 1994г.
- warbirdsresourcegroup.org/LRG/b17fortress.html
- bill-freeman.net/me/eighthaf/punchboard.htm
- ww2aircraft.net/forum/aviation-videos/b-17-attacked-ki-43-a-21077.html
|