Авиация Второй мировой

Home

B-17A "Flying Fortress"

Тяжелый бомбардировщик

Boeing

B17A in flight
  • Тяжелый бомбардировщик
  • Первый полет: 1937
  • Boeing

Начиная с Y1B-17 двигатели Wright Cyclone стали стандартной силовой установкой Flying Fortress и применялись в течение всей продолжительной эксплуатации В-17. Экипаж был уменьшен до шести человек и произведены незначительные изменения в деталях вооружения и шасси. Y1B-17 отличался от более поздних моделей Flying Fortress длинным воздухозаборником карбюратора на верхней части мотогондолы. Основная стойка шасси имела только одну опору, в отличие от двух на Model 299, что облегчало замену стойки при поломке. Основные стойки шасси с одноцилиндровым масляным амортизатором убиралась электроприводом вперед и вверх внутрь мотогондол. Часть колеса по-прежнему оставалась в воздушном потоке. Хвостовое колесо с масляной амортизацией убиралось электроприводом полностью. Такая схема уборки шасси стала стандартной в течение всего времени изготовления В-17.

Первый Y1B-17 (№ 36-149) взлетел 2 декабря 1936 года. Через пять дней при посадке тормоза этого самолета перегрелись и заклинили, что привело к капотированию машины. Хотя самолет не получил серьезных повреждений, вторая авария привела к угрозе закрытия программы Конгрессом в случае повторных аварий.

Все остальные Y1B-17 были поставлены армии между 11 января и 4 августа 1937 года. Двенадцать Y1B-17 были направлены во 2-ю бомбардировочную группу (BG) на авиабазе Langley Field (штат Вирджиния) для оценочных испытаний. Тринадцатый Y1B-17 был поставлен на Wright Field для проведения различных экспериментов. На это время дюжина Y1B-17 из 2-ой BG составляла все тяжелобомбардировочные силы США.

В ходе эксплуатации Y1B-17 в составе 2-ой бомбардировочной группы были выявлены все основные недоработки и дефекты в конструкции B-17. На ранней стадии разработали инструкцию пилоту и второму пилоту о последовательности действий при взлете. Целью инструкции являлось предотвращение аварий типа происшествия с прототипом Model 299.

В начале 1938 года командир 2-ой BG полковник Роберт Олдс (Robert C. Olds) совершил полет на Y1B-17 с целью установления нового трансконтинентального рекорда перелета с востока на запад. К тому времени рекорд равнялся 12 часов 50 минут. Показав время 10 часов 46 минут и среднюю скорость 245 миль в час, Роберт Олдс побил этот рекорд.

Характеристики B-17A
Экипаж 6
Размеры
Размах крыла, м 31,62
Площадь крыла, м² 131,92
Длина, м 20,96
Высота самолета, м 3,96
Силовая установка
4×ПД Wright R-1820-51 Cyclone 4 × 1000 л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 12029
Нормальная взлетная 16783
Максимальная взлетная 20707
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 475
Крейсерская скорость, км/ч 370
Практический потолок, м 11582
Практическая дальность, км 5793

Вооружение. Пятьять 7,62 мм пулеметов по одному в каждой из пяти установок: в носовой части, в надфюзеляжной и подфюзеляжной и в двух по бокам фюзеляжа в сужении в хвостовой части. Максимальная бомбовая нагрузка на внутренней подвеске состояла из восьми 272 кг бомб.

B-17B "Flying Fortress"

Тяжелый бомбардировщик

Boeing

B-178
  • Тяжелый бомбардировщик
  • Первый полет: 1939
  • Boeing

Первым серийным вариантом Flying Fortress стал B-17B (Model 299M). Первоначально самолету было дано обозначение Boeing Model 299E, но изменения в спецификациях Air Corps рассматривались достаточными для введения нового заводского обозначения Model 299M.

Внешне B-17B отличался от Y1B-17 применением руля направления с большей площадью и несколько измененной формой, большими закрылками и измененной носовой частью. Носовая турельная установка пулемета была переведена в верхнюю переднюю часть плексигласового носового обтекателя, в нижней части которого имелась стеклянная плоская панель для бомбоприцела. Первоначальный вариант расположения носового пулемета, использовавшийся на Y1B-17, оказался непригодным для применения в боевых условиях. Новая носовая установка представляла собой простое гнездо для переносного 7,62 мм пулемета. Посетивший в 1938 году США British Air Commodore Артур Харрис (Arthur Harris), ставший в годы войны командующим Bomber Command RAF, после осмотра Y1B-17 заявил, что расположение носового пулемета: "больше соответствовало аттракциону, чем боевому самолету". Харрис вообще критически отнесся к защитному вооружению Y1B-17, которое соответствовало требованиям 1935 года и к 1938 году стало недостаточным.

Измененная носовая часть позволила уменьшить полную длину Flying Fortress на 7 дюймов. На крыше кабины пилотов немного позади кресел пилотов появился небольшой сферический плексигласовый купол. В качестве силовой установки самолет получил более мощные двигатели R-1820-51, которые развивали взлетную мощность 1200 л.с. и 900 л.с. на высоте 25000 футов. Помимо этого на самолете был представлен ряд изменений внутренних систем. Были перемещены члены экипажа: место штурмана переместили из-за пилотов в носовую часть, где он имел лучший обзор.

Помимо перечисленных крупных изменений в конструкцию Flying Fortress был внесен и ряд мелких. Так закрылки вместо полотнянной обшивки получили алюминиевую, а пневматический привод тормозов шасси сменили на гидравлический.

Над окном в носовой части был установлен ставший впоследствии широко известным бомбоприцел Norden. Гиростабилизированный бомбоприцел Norden был предложен Карлом Норденом (Carl L. Norden) и капитаном Фредериком Энтвистлем (Frederick I. Entwistle). Новый бомбоприцел отслеживал отклонения курса самолета от расчетного и выдавал поправку. В более поздних версиях бомбоприцел Norden был объединен со специальным автопилотом, управляющим самолетом во время подхода к цели. Задача бомбардира заключалась в нацеливании оптического визира на гироскопической платформе на нужный объект и передаче дальнейших действий автомату. Тот отслеживал отклонения курса от расчетного, корректировал их с помощью рулей самолета и в нужный момент осуществлял сброс бомб. Затем управление вновь переходило в руки пилота. В те годы в официальных сообщениях для прессы бомбоприцел рекламировался настолько точным, что с его помощью можно было: "попасть бомбой в бочку с рассолом". Несмотря на такие сообщения в прессе, бомбоприцел Norden был строго засекречен: прицел устанавливали на самолет непосредственно перед вылетом и закрывали чехлом, а после приземления - сразу снимали. Процесс установки-снятия бомбоприцела всегда проводился под наблюдением вооруженной охраны.

Первый B-17B (№ 38-211) совершил первый полет в Сиэтле 27 июня 1939 года. Всего завод Boeing в Сиэтле изготовил 39 B-17B. Однако из-за сложностей с получением финансирования Air Corps, серийные номера USAAC были разбиты на несколько серий: 38-211/223, 38-258/270, 38-583/584, 38-610 и 39-1/39-10.

Характеристики B-17B
Экипаж 9
Размеры
Размах крыла, м 31,62
Площадь крыла, м² 131,92
Длина, м 20,68
Высота самолета, м 4,70
Силовая установка
4×ПД Wright R-1820-51 Cyclone 4 × 1200 л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 12543
Нормальная взлетная 17235
Максимальная взлетная 20946
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 470
Крейсерская скорость, км/ч 291
Практический потолок, м 10973
Практическая дальность, км 5794

Вооружение. Пять 7,62 мм пулеметов по одному в каждой из пяти установок: в носовой части, в надфюзеляжной и подфюзеляжной и в двух по бокам фюзеляжа в сужении в хвостовой части. Максимальная бомбовая нагрузка на внутренней подвеске состояла из восьми 272 кг бомб или четырех 500 кг.

B-17C "Flying Fortress"

Тяжелый бомбардировщик

B-17C
  • Тяжелый бомбардировщик
  • Первый полет: 1940
  • Boeing

Еще в ходе выполнения заказа на В-17В в 1939 году ВВС армии США разместили заказ еще на 38 Flying Fortress. Новый заказ был выдан на улучшенную версию Model 299H, которая получила в армии обозначение B-17C. Самолеты получили серийные номера от 40-2042 до 40-2079.

Внешне B-17C отличался от предыдущих версий B-17 убранными каплевидными блистерами по бокам фюзеляжа в хвостовой части. Каплевидные блистеры сильно ограничивали секторы обстрела пулеметов в вертикальной плоскости и, помимо дополнительного аэродинамического сопротивления, направляли завихренный воздушный поток на горизонтальные плоскости хвостового оперения. На В-17С блистеры заменили на окна. Чтобы избежать перепроектировки хвостовой части, новые окна получили каплевидную форму. В каждом окне имелся один установленный в углу 12,7 мм пулемет Colt-Browning М-2. Подфюзеляжный блистер для пулемета был заменен большим металлическим кожухом по форме напоминавшим ванну в котором располагался еще один 12,7 мм пулемет М-2. Конструкция этой установки была аналогична примененной на немецком среднем бомбардировщике Heinkel He.111. Для ведения огня из пулемета вниз в сторону хвостовой части стрелок был вынужден становиться на колени. Надфюзеляжный блистер в отделении радиста заменили гладкой плексигласовой панелью, в которой имелось гнездо для одного 12,7 мм пулемета М-2. Вместо одного гнезда в центре носовой части появилось шесть гнезд по сторонам для установки переносного 7,62 мм пулемета М-2. Огонь из пулемета можно было вести из любого из этих гнезд.

На самолете смонтировали протектированные топливные баки и дополнительную бронезащиту экипажа. Кроме того на самолетах применили разделенную кислородную систему в кабине экипажа и улучшенную схему распределения топлива. Силовая установка состояла из четырех звездообразных двигателей с турбонаддувом Wright GR-1820-65 (G-205A) Cyclonе взлетной мощностью 1200 л.с. Максимально допустимый взлетный вес самолета вырос до 49650 фунтов.

Компания Boeing назначила на В-17С цену 205000 американских долларов за самолет, но руководство Air Corps настаивало на цене 198000 долларов. Генерал Карл Спаатз (Carl Spaatz) вел интенсивные переговоры с руководством компании, и цену удалось согласовать на 202500 долларов, причем за эти деньги Boeing обязалась устранить некоторые дефекты самолета.

Первый B-17C был готов к полетам 21 июля 1940 года. Этот самолет остался у компании Boeing и использовался для испытательных полетов. Поставка первой партии B-17C USAAC была закончена к 29 ноября 1940 года.

Характеристики B-17C
Экипаж 9
Размеры
Размах крыла, м 31,62
Площадь крыла, м² 131,92
Длина, м 20,69
Высота самолета, м 4,70
Силовая установка
4×ПД Wright GR-1820-65 (G-205A) Cyclone, мощностью, л.с. 4 × 1200
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 13164
Нормальная взлетная 17835
Максимальная взлетная 22521
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 520
Крейсерская скорость, км/ч 365
Максимальная скороподъемность, м/мин 436
Практический потолок, м 11278
Практическая дальность, км 5472

Вооружение. Четыре 12,7 мм пулемета и один 7,62 мм пулемет. 12,7 мм пулеметы располагались по одному в надфюзеляжной и подфюзеляжной установках и в двух окнах по бокам фюзеляжа в сужении в хвостовой части; 7,62 мм пулемет располагался в носовой части в любом из шести гнезд.

Максимальная бомбовая нагрузка на внутренней подвеске состояла из восьми 272 кг бомб.

B-17D "Flying Fortress"

Тяжелый бомбардировщик

B-17D
  • Тяжелый бомбардировщик
  • Первый полет: 1941
  • Boeing

17 апреля 1940 года USAAC заказали еще сорок два B-17C. Поскольку эти самолеты несколько отличались от первоначального варианта B-17C, то 6 сентября 1940 года армия дала им новое обозначение - B-17D. В действительности, B-17D только слегка отличался от B-17C и имел внутри компании Boeing тот же самый номер Model 299H. Внешне B-17D отличался от C только формой жалюзи на капотах двигателей для улучшения охлаждения. Отличить по фотографии модели С и D можно лишь по этим створкам жалюзи. Было улучшено протектирование топливных баков и установлено несколько дополнительных бронеплит для защиты экипажа. Внутренние изменения включили в себя пересмотр электрической системы и введение десятого члена экипажа. B-17D получил спаренные пулеметы в подфюзеляжной и надфюзеляжной установках, что довело полное защитное вооружение до одного 7,62 мм и шести 12,7 мм пулеметов.

Первый B-17D полетел 3 февраля 1941 года. Все заказанные B-17D были поставлены армии за период с февраля до апреля 1941 года. Самолеты получили серийные номера USAAC от 40-3059 до 40-3100. Большинство поставленных B-17D было направлено в части на Гавайях и Филиппинах. Партия B-17C, который не была направлена в Великобританию, была доработана до стандарта B-17D и повторно обозначена как B-17D.

Характеристики B-17D
Экипаж 9
Размеры
Размах крыла, м 31,62
Площадь крыла, м² 131,92
Длина, м 20,69
Высота самолета, м 4,70
Силовая установка
4×ПД Wright GR-1820-65 (G-205A) Cyclone, мощностью, л.с. 4 × 1200
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 14045
Нормальная взлетная 17835
Максимальная взлетная 22521
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 512
Крейсерская скорость, км/ч 365
Максимальная скороподъемность, м/мин 396
Практический потолок, м 11278
Практическая дальность, км 5472

Вооружение. Шесть 12,7 мм пулеметов и один 7,62 мм пулемет. Крупнокалиберные пулеметы располагались попарно в надфюзеляжной и подфюзеляжной установках и по одному в двух окнах по бокам фюзеляжа в сужении в хвостовой части; 7,62 мм пулемет располагался в носовой части в любом из шести гнезд.

Максимальная бомбовая нагрузка на внутренней подвеске состояла из восьми 272 кг бомб.

Подробно

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • CD энциклопедия. "Военная авиация" /Media 2000/
  • Бомбардировщик В-17. "Летающая крепость" /Крылья-дайджест 16/
  • Pilot training manual for the Flying Fortress B-17.