Авиация Второй мировой

Home    English

B-17G "Flying Fortress"

Тяжелый бомбардировщик

Boeing

B-17G Memphis Belle

В конструкции B-17G был учтен опыт бомбардировок немецких городов в 1943 году (американские летчики отмечали недостаточное вооружение B-17F, практически не защищавшее самолет от лобовых атак немецких истребителей). Главным отличием новой модификации стала турель с электроприводом под носовым отсеком. Спаренный 12,7-мм пулемет имел дистанционное управление. С самолета сняли несколько одиночных пулеметов, входивших в состав вооружения прежней модели. Экипаж 10 человек.

Силовая установка серийных В-17 состояла из четырех 9-цилиндровых звездообразных двигателей воздушного охлаждения Райт R-1820-97 номинальной мощностью до 1200 л.с. (895кW). Двигатели заключены в кольцевые капоты типа NACA, снабженные начиная с B-17D управляемыми жалюзи. Моторы оснащены турбонагнетателями Дженерал Электрик В-2 (на последних сериях - В-22), работающими от энергии выхлопных газов.

На B-17G все пулеметы - крупнокалиберные 12,7-мм. Они располагались в "бороде" под носом (два), по бортам штурманской кабины (два асимметрично: левый в первом от носа окне, правый - во втором; установки типа К-1), в башне-турели "Бендикс" над местом бортмеханика (два), в кабине радиста (один, на установке типа К-2, с серии 105-ВО снят), в нижней шаровой турели Сперри (два), в бортовых установках К-6 в хвостовой части фюзеляжа (по одному справа и слева) и в кормовой турели (два). Носовая, верхняя и нижняя турели - электрифицированные. Общий боезапас для B-17F составлял 3900 патронов, для B-17G - 5770 патронов.

Бомбовая нагрузка "Крепостей" последних модификаций была доведена до 9600 фунтов (4350 кг), а по близко расположенным целям - до 17000 фунтов (8000 кг) и даже 20800 фунтов (9400 кг). В-17 мог нести широкий ассортимент фугасных, осколочных, зажигательных и специальных авиабомб весом от 100 до 4000 фунтов типов М30, М31, М43, М44 и других. В боевой обстановке подвешивались также бомбы английских и советских образцов. На отдельных модификациях предусматривалось несение глубинных и управляемых бомб различных типов. Как правило, самолет нес бомбы только внутри бомбоотсека, на B-17F предусматривалась и наружная подвеска на двух балочных держателях под центральной частью крыла (на каждом по одной бомбе весом до 4000 фунтов). Высокоточный гиростабилизированный бомбовый прицел "Норден" размещался в самом носу фюзеляжа. Некоторые B-17G также несли английский радиолокационный прицел Н2Х, антенна которого в круглом обтекателе монтировалась вместо нижней турели. Экипаж защищен бронеплитами, бронеспинками сидений, а стрелки, кроме того, - индивидуальными бронефартуками.

Поставки новой машины в боевые части начались в сентябре 1943 года. Всего было изготовлено 8680 самолетов этой модели, их выпуск продолжался до апреля 1945 года. В ходе производства в конструкцию машины было внесено значительное число изменений. B-17G стал основой американских бомбардировочных сил в Европе в 1944—1945 годах.


Характеристики B-17 «Flying Fortress»
B-17A B-17E B-17F B-17G
Экипаж 6 9 9 9
Размеры
Размах крыла, м 31.63
Длина, м 20.96 22.50 22.78 22.78
Высота, м 3.96 5.85 5.82 5.82
Площадь крыла, m² 131.92
Масса, кг
Пустого 12029 14674 15450 16400
Загруженного 16783 18262 22100 24950
Максимальная взлетная 20707 24041 25600 32659
Силовая установка
Write Cyclone R-1820-51 R-1820-65 R-1920-97 R-1920-97
Мощность, л.с. 4 x 1000 4 x 1200 4 x 1200 4 x 1200
Летные данные
Макс. скорость, км/ч над уровнем моря 436 356 320 290
на высоте 7620 м 475 512 523 462
Крейсерская скорость 370 356 320 257
Время подъема мин 6.2 7.0 25.7 37
на высоту, м 3000 1500 6100 6100
Потолок, м 11582 11156 11450 10850
Радиус км 3862 3200 2180 3200
с бомбами, кг - 1820 2720 2720
Max радиус, км - 5280 4600 5430
Фото Описание
Схема B-17G
Недавно-изготовленный B-17-40-VE, серийный номер (42-97991). Стволы оружия запечатаны, что определяется соображениями уменьшения сопротивления воздуха и исключения замерзания в течение длительного полета. (Коллекция Norm Taylor.)
B-17G-30-DL (42-38091), был одним из 2395 изготовленных на Дугласе. Более чем 400 изменений были сделаны на B-17E, чтобы достигнуть стандарта B-17F. B-17G включая все предыдущие, добавлял турель-бороду под носом фюзеляжа. (Коллекция Norm Taylor.)
Боевые ветераны B-17G из 600-ой Бомбардировочной эскадрильи, 398-ая Бомбардировочной группы на аэродроме Брадлей Филд (Bradley Field), штат Коннектикут (Connecticut) на послеполетном обслуживании после возвращения из Англии по окончании военной миссии. (из коллекции Norm Taylor.)
B-17G на площадке завода "Боинг" в Сиэтле перед отправкой на фронт.

B-17H (SB-17G)

Поисково-спасательный самолет

B-17H # 44-83719

В 1945 году было запланировано специально переоборудовать приблизительно 130 B-17G из состава USAAF в поисково-спасательный самолет. Разработка такого самолета началась еще в 1943 году. Самолет оснастили спасательной шлюпкой Higgins А-1, размещенной под фюзеляжем. Лодка имела длину 8,2 метра и вес 1360 кг и оснащалась двумя двигателями. Сбрасываемая спасательная шлюпка А-1 представляла собой специальную разработку, была непотопляемой и имела на борту неприкосновенный аварийный запас. Лодка располагалась под нижней частью фюзеляжа самолета и был сбрасывалась в море с тремя парашютами. Шлюпка располагалась в промежутке от тыльной стороны обтекателя турельной установки в нижней передней части фюзеляжа до шаровой турельной установки и плотно прилегала к нижней части фюзеляжа. После посадки на воду все три парашюта отстреливались.

Переоборудованные таким образом самолеты получили название B-17H. Точное количество до стандарта Н самолетов не известно. Разные источники приводят разные цифры. В ряде источников говорится только о двенадцати самолетах, переоборудованных таким образом и что все были повторно обозначены как B-17H; а пять B-17H было позже переведено в разряд учебных и повторно обозначено как TB-17H. Другие источники утверждают, что были переоборудованы все 130 самолетов, но лишь 12 из них были повторно обозначены как B-17H, а остальные сохранили свое оригинальное обозначение B-17G. Еще ряд источников утверждает, что все 130 самолетов стали обозначаться B-17H.

Некоторые ранние B-17H были предназначены для полетов в районах боевых действий и сохраняли свое защитное вооружение. На других защитное вооружение было полностью снято и вместо турельной установки в нижней передней части фюзеляжа разместили поисковую РЛС. К концу войны на вооружение поступила лишь часть В-17Н. Несмотря на это B-17H спасли жизни нескольких членов экипажей B-29, сбитых в ходе последних бомбардировок Японии. На Тихом океане иногда применялось местное обозначение ALB-17G.

После создания в 1948 году US Air Force, B-17H были повторно обозначены как SB-17G, где литера S указывала на основную роль самолета "search-and-rescue" - "поиск и спасение".

F-9 "Flying Fortress"

Дальний разведчик

F-9C Boeing

Boeing F-9 - дальний разведчик, четырехмоторный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси. Экипаж - 9 - 10 чел. F-9 являлся разведывательным вариантом тяжелого бомбардировщика В-17 "Флайинг Фортресс" ("Летающая крепость"). Последний под названием "модель 299" был сконструирован в КБ фирмы "Боинг эйрплейн" под руководством Э. Уэллса. Опытный образец бомбардировщика совершил первый полет 28 июня 1935 г. С декабря 1936 г. эта машина под обозначением В-17 начала серийно выпускаться на заводе "Боинг" в Сиэттле и в марте 1937 г. была принята на вооружение Авиационного корпуса армии США.

В 1942 г. на предприятии в Сиэттле произвели пробную переделку B-17F в дальний фоторазведчик F-9. С конца года там же начали выпуск серийных разведчиков. Всего изготовили 51 экз. F-9 состоял на вооружении только ВВС армии США - с 1942 г. Кроме этого, в Великобритании бомбардировщики "Фортресс" III (B-17G) переделывались в самолеты радиоразведки и радиопротиводействия с РЛС.

Характеристики F-9A
Экипаж 9
Размеры
Размах крыла, м 31,63
Площадь крыла, м² 131,92
Длина, м 22,78
Высота самолета, м 5,82
Силовая установка
4×ПД Wright R-1820-97 Cyclone 4×1200 л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 15100
Максимальная взлетная 22600
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 478
Крейсерская скорость, км/ч 320
Практический потолок, м 10800
Практическая дальность, км 2800
Вооружение
12,7 мм пулеметы 11

С самого начала войны на Тихом океане американцы нередко применяли бомбардировщики В-17 в качестве дальних разведчиков. В августе 1942 г. с такого самолета произвели съемку военных объектов вблизи Рабаула (о. Новая Британия). В том же месяце "летающие крепости" фотографировали о-ва Кыска и Кодьяк (Алеутские о-ва), захваченные японским десантом. Фоторазведчики F-9 применялись в Европе и на Тихом океане с весны 1943 г. до конца войны. В частности, в июне 1943 г. машины этого типа вели разведку японских баз на Соломоновых о-вах. Английские самолеты "Фортресс" III со специальным оборудованием выявляли местонахождение радиолокационных станций и постов наведения системы ПВО Германии, а также использовались как самолеты радиопротиводействия при массированных ночных налетах, создавая активные и пассивные помехи.

Выпуск последней модификации, F-9C, закончили в 1944 г. Разведчики на базе В-17 сохранялись на вооружении ВВС США и после войны, в 1948 г. их переименовали в RB-17. Один из них совершил первый для американских ВВС боевой вылет в Корейской войне 25 июня 1950 г. RB-17G применялись в Корее вплоть до заключения перемирия. Отдельные машины этого типа эксплуатировались в ВВС до 1956 г., а в Береговой охране США последний самолет летал до октября 1959 г.

Модификации

  • F-9 первый вариант на базе бомбардировщика B-17F.
  • F-9A аналог F-9 с отличиями по оборудованию.
  • F-9B с другим комплектом фотоаппаратуры.
  • F-9C на базе бомбардировщика B-17G, фотоаппараты установлены в выступе вместо турели под носовой частью.

Подробно

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • CD энциклопедия. "Военная авиация" /Media 2000/
  • Бомбардировщик В-17. "Летающая крепость" /Крылья-дайджест 16/
  • Pilot training manual for the Flying Fortress B-17.