Авиация Второй мировой |
| Самолёты | Белл | Боинг | Брюстер | Консолидейтед | Кертисс | Дуглас | Дженерал Моторс | Грумман | Локхид Мартин | Норт Америкэн | Нортроп | Репаблик | Воут | Бои | Люди | Фото |
«Крейсер» по-американскиВ 1942 г. ВВС армии США не располагали истребителями, способными сопровождать тяжелые бомбардировщики на полный радиус их действия. Поскольку американцы бомбили цели днем, то это существенно увеличивало потери от истребительной авиации противника. Поэтому американские генералы пришли к идее эскортировать бомбардировщики бомбардировщиками же. Только самолеты сопровождения бомб не несли, а взамен оснащались дополнительным оборонительным вооружением и защищались броней. Они должны были идти по краям строя и отгонять вражеские истребители стеной огня. Таким образом американцы возродили идею «крейсера», активно разрабатывавшуюся в СССР в конце 20-х - начале 30-х годов. Тяжелобомбардировочные бригады ВВС РККА тогда включали «крейсерские эскадрильи», укомплектованные самолетами Р-6 (позднее Кр-6) Они должны были охранять соединения ТБ-3 в дальних рейдах. Проектировались и другие «крейсера», включая огромный четырехмоторный ТК-4, вооруженный пушками, пулеметами и реактивными снарядами. Последним советским «крейсером» стал ЦКБ-54, он же ДБ-ЗСС. Этот самолет на базе бомбардировщика ДБ-3 изготовили всего в двух экземплярах. В начале 40-х годов подобную машину создали в Японии конструкторы концерна «Мицубиси». Ее даже выпустили малой серией. Но американцы впервые построили «крейсера» на базе тяжелых бомбардировщиков. Боинг и Консолидейтед параллельно работали над проектами ХВ-40 (на базе B-17F) и ХВ-41 (на основе B-24D). Единственный опытный ХВ-41 переделали из серийного бомбардировщика в Форт-Уорте. 29 января 1943 г. его перегнали на аэродром Эглин-филд во Флориде. Вооружение увеличилось с 10 пулеметов до 14. На фюзеляже появилась вторая турель типа А-3 - ближе к хвосту. Первую турель переделали так, что она могла приподниматься, увеличивая сектор обстрела, или втягиваться в фюзеляж, уменьшая лобовое сопротивление в походном положении. В бортовых установках, теперь механизированных, смонтировали спаренные пулеметы. Во время испытаний левую установку прикрыли прозрачным блистером, но он стал искажать обзор, и блистер сняли. Самолет нес в общей сложности 12420 патронов, в том числе 4000 в запасных коробах в переднем бомбоотсеке. Бронезащиту экипажа существенно усилили. Дополнительный вес брони, пулеметов и боеприпасов поднял взлетный вес до 28600 кг - это примерно на три тонны больше, чем стандартного B-24D. Испытания на базе Эглинфилд шли всю зиму и лето 1943 г. 16 марта командование ВВС одобрило переделку, но уже неделю спустя, 21 марта последовал приказ закрыть работу. Дело в том, что «Боинг» успела раньше и малая серия YB-40 даже попала на передовые аэродромы в Англии. И там вскрылся основной недостаток «крейсеров»: пока бомбардировщики шли с бомбами, они еще могли держаться с ними в одном строю, но после сброса бомб бомбардировщиками, «крейсера», вес которых не изменился, начинали отставать, становясь легкой добычей вражеских перехватчиков. То же самое было свойственно их советским и японским предшественникам. Опытный ХВ-41 переименовали bTB-24D и использовали как тренажер для обучения механиков. Переделки воооруженияИ немецкие, и японские летчики-истребители быстро выявили уязвимое место «Либерейтора» - слабую защиту от атаки спереди. Даже установка двух дополнительных пулеметов не смогла полностью устранить этот недостаток. Необходимость усиления вооружения, простреливающего переднюю полусферу, быстро осознали командиры различных рангов на передовой. Стали появляться разнообразные самодельные конструкции. Так, в кабине бомбардира ставили спаренный пулемет. Огневая мощь возросла, но орудовать вручную спаркой громоздких и тяжелых крупнокалиберных пулеметов было очень сложно. Стрелок быстро уставал. Встречались случаи монтажа неподвижных пулеметов под полом кабины бомбардира. Но «Либерейтор» — не истребитель, прицеливаться всем самолетом пилоту на нем сложно. На Тихом океане 90-я бомбардировочная группа понесла значительные потери от лобовых атак вражеских истребителей. Тогда силами наземного состава на одном из B-24D в носовой части поставили вторую турель А-6, снятую с разбитого самолета. Чуть позже, в январе 1943 г., генерал Дж. Кении, командующий 7-й воздушной армией, запросил дополнительно 35 кормовых турелей. Авиационное депо (авиарембаза) на Гаваях с марта начала ставить их на самолеты. Боевой опыт доказал эффективность переделки, и в мае Кении заказал еще 36 турелей. Незадолго до этого подобную переделку осуществили в модификационном центре ВВС в Оклахома-сити. Там смонтировали в носовой части бомбардировщика такую же турель А-6, но несколько по иному, одновременно изменив компоновку кабины бомбардира. Нос при этом приобрел характерный выступ вниз. Таким образом модернизировали довольно значительное количество B-24D. Проводились и другие работы по усилению оборонительного вооружения. В 7-й воздушной армии вместо астрокупола сделали люк с бронестеклом, в котором монтировался 7,62-мм пулемет в шаровом гнезде. 44-я бомбардировочная группа на Ближнем Востоке и 1 1 -я на Тихом океане ставили самодельные спаренные бортовые установки. На всех фронтахВ 1944 г. «Либерейторы» нового поколения уже вовсю применялись в боевых операциях. Машины этого типа являлись костяком ударной мощи 15-й воздушной армии. Их основными целями в 44-м стали заводы, снабжавшие Германию топливом. Бомбили Плоешти, нефтеперегонные заводы под Будапештом и Веной. 19 августа на Плоешти отправили 350 самолетов. Немцы стали широко применять синтетический бензин из угля - «Либерейторы» начали разрушать предприятия, где его гнали. Они совершили налеты на заводы в Одертале, Блеххаммере и других местах. К началу 1945 г. у немцев в работоспособном состоянии находились только четыре нефтеперегонных завода и шесть предприятий по выпуску синтетического топлива. 15 марта 1945 г. командование 15-й воздушной армии бросило 522 В-24 и 225 В-1 7 на нефтеперегонный завод во Фло-рисдорфе под Веной. 1600 тонн бомб полностью вывели его из строя. И американцы, и англичане активно применяли «Либерейторы» в Бирме. Они бомбили железные дороги и редкие шоссе, порты и склады. В октябре 1944 г. - мае 1945 г. В-24 ставили мины на подходах к портам, в частности, к Рангуну. Для уничтожения мостов с декабря 1944 г. американцы использовали радиоуправляемые бомбы «Азон». Их сбрасывала специально подготовленная 493-я эскадрилья. 27 декабря 1944 г. первым же «Азоном» разрушили мост Пинмана на железной дороге Рангун-Мандалай, который не могли вывести из строя два года. С атолла Кваджалейн В-24 летали бомбить Марианские острова. Первый такой налет состоялся 1 8 апреля 1 944 г. В нем участвовали совместно ВВС армии и морская авиация. Из Австралии совершали рейды на Борнео, где в городке Баликпапан располагались нефтеперегонные заводы. При этом В-24 находились в воздухе по 17-18 часов. После захвата аэродромов на севере Новой Гвинеи время полета сократилось до 14 часов. Налетом «Либерейторов» на Давао 1 сентября 1944 г. началась кампания на Филиппинах. Позднее эти самолеты применяли в боях на Иводзиме и островах Рюкю. На Тихом океане на В-24 летали также австралийские части. Две австралийских эскадрильи поддерживали высадку на Борнео в июле 1945 г. Последний крупный налет во Второй мировой войне «Либерейторы» совершили 11 августа 1 945 г. на Куруме в Японии. Тогда зажигательные бомбы сожгли более четверти зданий в городе. Разведчики«Либерейтор» имел также разведывательные модификации. Но их не выпускали на заводах, а переделывали из бомбардировщиков в различных мастерских. Первый XF-7 являлся переделкой B-24D. «Перелицовку» вели в мастерских авиакомпании «Нортуэст эйрлайнз» в Сент-Поле. Все бомбардировочное вооружение сняли и установили семь фотокамер - в носу, бомбоотсеке и задней части фюзеляжа. Часть бомбоотсека заняли дополнительные бензобаки. F-7A уже являлся стандартным типом на базе B-24J. Он нес три фотоаппарата в носовой части и три - в бомбоотсеке. Всего появилось 182 F-7А. Следующий вариант, F-7В, отличался только размещением шести фотокамер в бомбоотсеке. Таким образом переделали 32 В-24J. Фоторазведчики применяли по всему Тихому океану, от Алеутов до Филиппин. ТанкерыТанкеры С-109 делались на основе разных модификаций В-24. Опытный ХС-109 переделали из В-24Е. С него сняли всю броню, бомбовое и стрелковое вооружение, а также практически все, что не было намертво закреплено. Один топливный бак разместили в носовой части, два мягких в бомбоотсеке и три в хвосте фюзеляжа. Прибыв на место, самолет все горючее сливал за час. 218 B-24D и В-24Е переделали в С-109 в разных местах. Большая часть танкеров использовалась для перевозки из Индии в Китай бензина для соединений американской авиации, но некоторые из них летали и в Европе, обеспечивая топливом передовые аэродромы. В порядке эксперимента В-24 применяли и для дозаправки самолетов в воздухе. В самом начале 1942 г. разрабатывались различные планы авиационных налетов на Токио. Один из них предусматривал использование группы «Летающих крепостей» с дозаправкой от В-24. Взлетать собирались с острова Атту, а садиться в Китае. При этом каждый самолет мог доставить к цели 2700 кг бомб. Все оборудование поставила английская фирма Флайт рефьюэлинг. Оно было схожим с ранее использовавшимся на самолете «Хэрроу», но отличалось наличием гидропривода. Английские инженеры также руководили монтажем. В танкер переделали B-24D. Работы вели в мастерских компании Пеннсильвания сент-рал эйрлайнз. Барабан со шлангом и баки разместили в бомбоотсеке. В-17Е получил приемник справа у хвостовой турели. Летные испытания начали в апреле 1943 г. во Флориде. После первых неудач выполнили семь успешных заправок. По мере развертывания производства В-29 интерес к дозаправке В-17 постепенно уменьшался, пока не исчез совсем. В середине 1944 г. предложили дозаправлять с В-24 «Сверхкрепости», но требовалась доработка оборудования для более высоких скоростей полета. В ноябре 1943 г. капитан Смайли внес оригинальный проект увеличения радиуса действия истребителей Р-38. «Либерейтор» должен был в воздухе передавать на «Лайтнинг» подвесной бак! Тем не менее идею восприняли всерьез. Проектирование вела фирма Инлэнд мэ-нюфекчуринг, а доработку пары Р-38 и изготовление специальных баков - Олл америкэн авиэйшн. В-24 должен был спускать бак на тросе. Истребитель ловил его захватом, после чего сжатый азот перегонял бензин в баки Р-38. Испытывали устройство в июле 1944 г. на В-24Н. Бак висел на наружных бомбодержателях под левым крылом. Это был обычный сбрасываемый бак, к которому прикрепили оперение. Возникли проблемы с устойчивостью бака, он дергался и трясся, тросы рвались. Последовательно сделали десять вариантов оперения. Первый успешный захват выполнили 2 октября 1944 г., но трос опять оборвался. При втором захвате трос попал в винт истребителя. До марта 1945 г., когда работу закрыли, так и не удалось ни разу перекачать горючее в Р-38. Морские «Либерейторы»Авиация американского флота тоже использовала «Либерейторы». Там они обозначались PB4Y-1. Флоту требовался тяжелый самолет с большим радиусом действия и значительной бомбовой нагрузкой для патрулирования над океаном. Летающие лодки «Каталина» и «Коронадо» обладали необходимой дальностью, но не были способны нести достаточное количество обычных или глубинных бомб. Их основной функцией являлась разведка. В это время ВВС армии нужен был завод для постройки новых бомбардировщиков В-29. Флоту принадлежал завод в Рентоне, где готовились к производству летающих лодок «Си Рейнджер». Но самолет оказался неудачным. Армия предложила командованию флота отказаться от «Си рейнджера» и отдать завод. Взамен предлагались поставки бомбардировщиков «Либерейтор», «Митчелл» и «Вентура». Адмиралы согласились. Первые «морские» «Либерейторы» были обычными B-24D. Их в сентябре 1942 г. получила эскадрилья VB-101 на Гаваях. Затем и флот, и морская пехота формировали такие эскадрильи одну за другой. Они вели дальний поиск подводных лодок в Атлантике и Тихом океане. Эскадрильи VB-101 и VB-102 воевали на Тихоокеанском театре,VВ-103 базировалась на Ньюфаундленде, а с августа 1943 г. в Корнуэлле, в Англии. Последняя 22 месяца патрулировала Бискайский залив. 10 ноября 1943 г. PB4Y-1 прибыл в точку у испанского побережья, где английский «Веллингтон» засек немецкую подводную лодку. Самолет сделал два захода с обстрелом, но получил в ответ снаряды с субмарины. Осколки разбили бомбосбрасыватель, и от сброса бомб пришлось отказаться. На подмогу пришел английский истребитель, окативший рубку лодки из пулеметов. Через полтора часа прилетел еще один «Либерейтор». На субмарину сбросили пять глубинных бомб. Лодка осела на корму, но, отстреливаясь, продолжала уходить. Понадобились еще два «Либерейтора», американский и английский, чтобы ее добить. После ракетного залпа англичан экипаж покинул лодку, пошедшую на дно. К декабрю 1943 г. девять морских эскадрилий «Либерейторов» патрулировали Атлантику. В «день D», когда началась высадка в Нормандии, противолодочные самолеты проходили над Ла-Маншем с интервалом в полчаса. К маю 1945 г. в общей сложности 24 морских эскадрильи летали на PB4Y-1. Всего для флота выпустили 977 самолетов. Не все из них выполнялись на базе B-24D. Американский флот получал также машины модификаций J, L и М. Но все они в списках морской авиации обозначались одинаково. Так же как и в ВВС, морские летчики считали вооружение в носовой части «Либерейтора» недостаточным. Это привело к появлению ряда любопытных самоделок. На самолете лейтенант-коммандера Лефевра из эскадрильи VPB-108 в носовой части поставили неподвижно две 20-мм пушки. Затем аналогично оборудовали еще несколько машин в той же эскадрилье. Несколько PB4Y-1 получили шаровые турели ERCO. Ее первоначально спроектировали для «Си Рейнджера». Турель была тяжелой и громоздкой, но с мощной броней спереди. Ее боезапас вдвое превышал тот, который несли машины ВВС. Такие самолеты имели удлиненную носовую часть и больший взлетный вес. Машины типов J, L и М сохраняли стандартное вооружение в носу. Все PB4Y-1 несли турели Мартин А-3 сверху и Консолидейтед А-6А (А-6В) сзади. Ранние самолеты поставлялись без РЛС, поздние оснащались радиолокатором для поиска надводных целей. За единственным исключением, все PB4Y-1 построили в Сан-Диего. Поставлявшиеся флоту транспортные самолеты С-87 обозначались как RY-1, а С-87А - как RY-2. Летные данные самолетов морской авиации практически соответствовали данным их аналогов для ВВС армии. Источники
|