Aviation of Word War II

Home Russian

B-24D "Liberator"

Heavy bomber

Consolidated

B-24D

The first large-scale modification of the aircraft was the B-24D (2738 machines), almost similar to it are the B-24E (791 machines) and B-24G (430 machines with a remote electric drive of the front turret). The B-24 received its baptism of fire in June 1942 during a long-range raid (from an Egyptian airfield) on Romanian oil depots.

"LIBERATOR" III. This designation was given to the B-24D by the British Air Force. The British were supplied with 366 aircraft of this type. These vehicles carried a mixed armament of 12.7 and 7.69 mm machine guns. The latter were located in the nose and in pairs along the sides. A Martin A-3 turret with two heavy machine guns was mounted on top. The planes were delivered with Consolidated A-6 stern turrets, but in England they were removed and put their Boulton-Pol with four 7.69-mm machine guns.

On some Liberators, the British attached small planes in front with launch beams of 5-inch HVAR rockets - four on each side. Under the right wing, these machines carried a Lee Light searchlight of five million candles. Such "Liberators" were used by the Coastal Command to hunt for submarines.

In 1942, when the Allies were actively fighting German submarines in the Atlantic, the United States additionally transferred 11 conventional B-24Ds to the British. These vehicles, which retained the original American weapons, were called the Liberator IIA.

Several B-24Ds in the UK have been fitted with ASV radar in a radome under the nose or in a retractable container in place of the ball turret. Such aircraft were designated the Liberator GR V. 19 aircraft of this type were handed over to the Canadian Air Force, which also used them to patrol over the North Atlantic.

Specifications
B-24D B-24J-CO PB4Y-2 B-32A
Crew 10 10 11 10
Dimensions
Wing span, m 33.52 33.52 33.52 41.14
Length, m 20.21 20.61 22.72 25.32
Height, m 5.46 5.48 8.86 9.80
Powerplant
4хPratt & Whitney R-1830-43 R-1830-65 R-1830-94 R-3350-23А
Power, h.p. 1200 1200 1350 2200
Weight, kg:
Empty weight 14,744 16.566 17,130 27,340
Maximum takeoff weight 27,215 29,480 28,120 45,720
Performance
Maximum speed, km/h 487 466 394 574
Service ceiling, m 9,750 8,530 6,460 9,350
Service range, km 4,580 3,380 4,230 4,830
Armament
Machine guns, 12.7-mm 11 10 12 10

B-24D Crush

LIBERATOR EXPRESS C-87. The Liberator Express was an unarmed military transport version of the B-24D. It was intended to carry passengers, cargo or fuel. The first such aircraft was converted from a wrecked bomber during repairs in just three weeks. Ladden decided to take advantage of the San Diego plant's refurbishment to try and build an aircraft that would meet the new specification for a heavy, long-range transport.

All small arms and bomb weapons were removed. The nose glazing was replaced with a metal fairing. When loading and unloading, he leaned back on the hinges to the side. The stern turret was eliminated by mounting a tail spinner with a plexiglass window. In the former bomb bay, a floor was laid and windows were cut along the sides. A large cargo door appeared on the left side. The crew of the transporter consisted of five people, 20 passengers were accommodated in the cabin.

The alteration was considered successful and the S-87 was put into production. In Fort Worth, 291 aircraft of three variants were assembled. The main one was actually S-87. It was supplied to the US Army Air Force and to the UK (as the Liberator C.VII). 25 machines went to England.

The C-87A was distinguished by the presence of berths. Only six of these aircraft were made. The first one was made for President Roosevelt. In the fuselage there were four compartments with two beds in each (one above the other), and under the wing there was a compartment with one berth. The designers provided two toilets and a small kitchen. To increase the range on the C-87A, a fuselage gas tank from the C-54 was installed. Roosevelt never flew this plane, but his wife used the Express once in March 1944.

Five aircraft were assembled in the training version of the flying class as AT-22.

In addition to the production in Fort Worth, the San Diego plant produced 34 transport vehicles for naval aviation, where they were called RY-3.

"Expresses" of all variants were widely used in various theaters of operations, in particular, for urgent transportation across the Atlantic.

Photo Description
Drawing B-24D

Drawing B-24D

B-24D

Liberator B-24D

B-24D

Liberator B-24D

Liberator Salbani RAF Operations in the Fwr East, 1941-1945

Bibliography

  • "Encyclopedia of military engineering" /Aerospace Publising/
  • "American warplanes of World War II" /under cor. David Donald/

Авиация Второй мировой
На главную     Поиск на сайте
Самолёты Consolidated A 19 B 24 B 24D B 24H C-87 C-109 PB2Y P4Y-1 PB4Y-2 B-32A PBY TBY-2 Фото и схемы Боевое применение B-24 B-24 PBY В СССР B 24 PBN-1

B-24D "Liberator"

Дальний тяжелый бомбардировщик

Consolidated

B-24D Crush

Первой крупносерийной модификацией самолета стал B-24D (2738 машин), практически аналогичны ему В-24Е (791 машин) и B-24G (430 машин с дистанционным электроприводом передней башни). Боевое крещение В-24 получил в июне 1942 года во время дальнего рейда (с египетского аэродрома) на румынские нефтебазы.

«ЛИБЕРЕЙТОР» III. Такое обозначение получил B-24D в английских ВВС. Англичанам поставили 366 самолетов данного типа. Эти машины несли смешанное вооружение из пулеметов калибров 12,7 и 7,69 мм. Последние располагались в носу и парами по бортам. Сверху монтировалась турель Мартин А-3 с двумя крупнокалиберными пулеметами. Самолеты поставляли с кормовыми турелями Консолидейтед А-6, но в Англии их снимали и ставили свои «Боултон-Пол» с четырьмя 7,69-мм пулеметами.

На некоторых «Либерейторах» англичане крепили спереди небольшие плоскости с пусковыми балками 5-дюймовых ракет HVAR - по четыре с каждого борта. Под правым крылом эти машины несли прожектор «Ли лайт» в пять миллионов свечей. Такие «Либерейторы» Береговое командование применяло для охоты за подводными лодками.

В 1942 г., когда союзники вели активную борьбу с немецкими субмаринами в Атлантике, США дополнительно передали англичанам 11 обычных B-24D. Эти машины, сохранявшие исходное американское вооружение, именовались «Либерейтор» IIA.

Несколько B-24D в Великобритании оснастили радиолокатором ASV в обтекателе под носовой частью или в в убирающемся контейнере на месте шаровой турели. Такие самолеты обозначали «Либерейтор» GR V. 19 машин этого типа передали канадским ВВС, которые тоже использовали их для патрулирования над Северной Атлантикой.

«ЛИБЕРЕЙТОР ЭКСПРЕСС» С-87 «Либерейтор экспресс» представлял собой невооруженный военно-транспортный вариант B-24D. Он предназначался для перевозки пассажиров, грузов или горючего. Первый такой самолет переделали из разбитого бомбардировщика во время ремонта всего за три недели. Лэдден решил воспользоваться восстановлением машины на заводе в Сан-Диего для того, чтобы попробовать создать самолет, удовлетворяющий новому техническому заданию на тяжелый транспортник с большим радиусом действия.

Все стрелковое и бомбовое вооружение сняли. Остекление носа заменили металлическим обтекателем. При погрузке и выгрузке он откидывался на петлях вбок. Кормовую турель ликвидировали, смонтировав хвостовой кок с окном из плексигласа. В бывшем бомбоотсеке настелили пол и прорезали окна по бортам. С левой стороны появилась большая грузовая дверь. Экипаж транспортника состоял из пяти человек, в салоне размещались 20 пассажиров.

Переделку сочли удачной и С-87 запустили в серию. В Форт-Уорте собрали 291 самолет трех вариантов. Основным являлся собственно С-87. Он поставлялся ВВС армии США и в Великобританию (как «Либерейтор» C.VII). В Англию ушло 25 машин.

С-87А отличался наличием спальных мест. Таких самолетов изготовили всего шесть. Первый из них сделали для президента Рузвельта. В фюзеляже находились четыре купе по две койки в каждом (друг над другом), а под крылом располагался отсек с одним спальным местом. Конструкторы предусмотрели два туалета и небольшую кухню. Для увеличения дальности на С-87А установили фюзеляжный бензобак от С-54. Рузвельт на этом самолете никогда не летал, а вот его жена разок воспользовалась «Экспрессом» в марте 1944 г.

Пять самолетов собрали в учебном варианте летающего класса как АТ-22.

Дополнительно к производству в Форт-Уорте завод в Сан-Диего изготовил 34 транспортных машины для морской авиации, где они именовались RY-3.

«Экспрессы» всех вариантов широко использовались на различных театрах боевых действий, в частности, для срочных перевозок через Атлантику.

Характристики Либерейтеров
B-24D B-24J-CO PB4Y-2 B-32A
Экипаж, чел 10 10 11 10
Размеры
Размах крыла, м 33.52 33.52 33.52 41.14
Длина самолета, м 20.21 20.61 22.72 25.32
Высота самолета, м 5.46 5.48 8.86 9.80
Мотор
4хПратт-Уитни R-1830-43 R-1830-65 R-1830-94 R-3350-23А
Мощность, л.с. 1200 1200 1350 2200
Массы и нагрузки, кг
Вес пустого, кг 14744 16566 17130 27340
Максимальный взлетный 27215 29480 28120 45720
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 487 466 394 574
Потолок, м 9750 8530 6460 9350
Дальность полета, км 4580 3380 4230 4830
Вооружение
Вооружение, число пулеметы, 12,7-мм 11 10 12 10

F-7

Дальний разведчик

F7A Drawing

Consolidated F-7 - дальний разведчик. Четырехмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением и убирающимся трехколесным шасси с носовой стойкой. Экипаж - 10 чел. Представлял собой переделку в фоторазведчик тяжелого бомбардировщика В-24 "Либерейтор".

Первый опытный образец разведчика, XF-7, был переделан из самолета модификации B-24D в 1942 г. От бомбардировщика он отличался отсутствием бомбодержателей, увеличенным запасом горючего (дополнительными баками в бывшем бомбоотсеке) и комплектом фотоаппаратуры. С конца 1942 г. модификационные центры ВВС начали переделку серийных B-24J в разведчики.

F-7 состоял на вооружении только в США, с 1943 г. Всего изготовили 214 экз. (182 F-7A и 32 F-7B). Кроме того, существовали многочисленные полевые переделки В-24 разных модификаций, обозначавшиеся просто F-7 и отличавшиеся друг от друга по комплектации оборудованием и аппаратурой.

В августе 1942 г. В-24 фотографировали японские плацдармы на Алеутских о-вах. Первый боевой вылет подобной машины на Средиземноморском театре состоялся 13 ноября 1942 г. Осуществлялась разведка перевала Кассерин в Северной Африке. Другой переоборудованный В-24 фотографировал Бенгази. Сделанные им снимки позволили выявить ложные позиции противника.

F-7 широко применялись на Тихоокеанском ТВД в 1943 - 1945 гг. Они базировались в юго-западной части Тихого океана, а позднее на Молуккских о-вах и Окинаве. F-7 активно участвовали в боевых операциях на Филиппинах. В частности, в октябре 1944 г. они внесли существенный вклад в действия на о. Лусон. Весной - осенью того же года эти машины применялись в Бирме, летая с аэродромов в Индии и Китае. Они вели разведку японских позиций перед началом наступления войск союзников.

Выпуск F-7 завершили в 1944 г. Они использовались на фронте до самого конца войны. Последние F-7 сняли с вооружения ВВС армии США в 1947 г.

Модификации

  • F-7A - с тремя фотоаппаратами в носовой части фюзеляжа и тремя в бомбоотсеке.
  • F-7B - с шестью фотоаппаратами в бомбоотсеке.
Liberator Salbani RAF Operations in the Fwr East, 1941-1945

Статьи

Источники

  • В-24 "Либерейтор" /Владимир Котельников, АвиаМастер
  • Дальние и высотные разведчики 1939-1945 /Владимир Котельников
  • Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • Авиация и космонавтика /№ 10, 2003 г.
Bell Boeing Brewster Consolidated Curtiss Douglas General Motors Grumman Lockheed Martin North American Northrop Republic Vought Бои Люди Фото

©AirPages
2003-