B-25 «Митчелл» в НИИ ВВС
К.Ю. Косминков
B-25 «МИТЧЕЛЛ» (MITCHELL). Прототип этого самолета — опытная машина NA-40 — создавался по конкурсу 1938 г. на штурмовик-бомбардировщик, победу в котором одержала фирма Дуглас со своим «Бостоном». После неудачи фирма Норт-Америкен подвергла значительным изменениям проект своего самолета, в результате чего появился практически новый средний бомбардировщик NA-62, получивший в серии с 1940 г. обозначение В-25. Он стал «партнером» своего соперника в американских поставках по ленд-лизу.
Самолет В-25 представлял собой цельнометаллическую конструкцию с двумя моторами воздушного охлаждения Райт «Циклон». Он имел трехколесное шасси с носовым колесом и разнесенное двухкилевое оперение.
Первые В-25 поставлялись в СССР через Иран, куда в марте 1942 г. летчики американской гражданской компании «Пан Америкен Эруэйз» перегнали первые 72 машины. Всего же за время войны в Советский Союз было отправлено примерно 860 самолетов В-25.
Рис 1. Высотно-скоростные характеристики бомбардировщиков союзников в сравнении с характеристиками советских бомбардировщиков и немецких истребителей.
После испытаний в НИИ ВВС в июне 1942 г. одной из первых модификаций «Митчелла» — В-25В, а затем и С (см. табл. 1, рис. 1) бомбардировщик был признан годным для использования в дальней авиации. Название «Митчелл», данное самолету за рубежом, в советских ВВС практически не применялось. В СССР поставлялись модификации В-25В, С, D и J. Развитие самолета шло главным образом в направлении увеличения числа стрелковых точек и калибра бортового оружия, увеличения запаса горючего. Бомбовая нагрузка доходила до 3000 кг, а вооружение — до 12 крупнокалиберных пулеметов. Большое число стрелкового оружия приближало В-25 к «Летающей крепости» — тяжелому американскому бомбардировщику В-17. Например, на B-25J все пулеметы были калибра 12,7 мм: четыре неподвижных бортовых у летчика, один неподвижный у штурмана, один подвижный у штурмана, два в верхней башне «Бендикс», два бортовых подвижных, два в кормовой башне «Белл». Допускалась внутренняя подвеска бомб калибра до 500 кг.
Бомбардировщик В-25 имел определенные преимущества перед стоявшими на вооружении отечественными Ил-4. К достоинствам В-25 следует отнести прежде всего хорошие пилотажные качества, автопилот, флюгерные винты. Управляли самолетом два летчика — правый и левый. Прекрасное радионавигационное оборудование позволяло выполнять длительный полет в облаках, не требуя от летчика и штурмана предельного напряжения сил. Правда, меньшая, чем у Ил-4, высотность все же делала В-25 более зависимым от метеорологических условий. Если Ил-4 мог, двигаясь к цели, лететь выше грозовой и фронтальной облачности, то экипажи В-25 вынуждены были искать обходные маршруты. Кроме того, по дальности полета Ил-4 существенно превосходил В-25, но к концу войны это уже не имело большого значения, поскольку линия фронта вплотную подошла к территории Германии.
В СССР бомбардировщиков В-25 было поставлено сравнительно немного, да и воевать они начали поздно. Но все же свою роль в разгроме Германии они сыграли. Советские летчики совершили на В-25 немало боевых вылетов и внесли много ценного в тактику действий дальней авиации. Так, например, 15-я гвардейская бомбардировочная авиационная Гомельская дивизия начиная с осени 1944 г., базируясь вначале на юге Румынии, а затем в районе Белграда и южнее Будапешта, выполняла на В-25 боевые задачи в интересах Второго и Третьего Украинского фронтов и частей Народно-освободительной армии Югославии. Объектами ее ударов в этот период очень часто являлись железнодорожные узлы в Югославии, Венгрии, Чехословакии, Австрии. Удары по ним наносились преимуществено ночью. В-25 широко использовался союзниками на всех театрах военных действий. Всего было построено 9816 самолетов.
Таблица 1
|
DB-7B "Бостон" |
B-25 "Митчелл" |
"Москито" IV |
Дата испытаний |
июль 1942 |
июнь 1942 |
май 1944 |
Экипаж, чел |
4 |
5 |
2 |
Силовая установка |
Моторы |
R-2600-A5B |
R-2600-13 |
"Мерлин" 21 |
Взлетная мощность, л.с. |
2 Х 1600 |
2 Х 1700 |
2 Х 1280 |
Геометрия |
Площадь крыла, м² |
43,14 |
56,68 |
40,37 |
Массы, кгс |
Взлетный вес |
нормальный |
9705 |
12900 |
9300 |
максимальный |
9905 |
13500 |
- |
Лётные данные |
Максимальная скорость, км/ч |
у земли |
467 |
430 |
467* 503** |
на высоте |
530 |
490 |
565* 580** |
м |
4500 |
5000 |
5950* 4250** |
Практический потолок, м |
8800 |
7500 |
9000 |
Дальность полета с нормальной бомбовой нагрузкой |
км |
1380 |
2170 |
2330 |
при взлетном весе, кг |
9905 |
12900 |
9300 |
Вооружение |
Бомбовая нагрузка кг |
нормальная |
450 |
1400 |
900 |
максимальная |
900 |
2000 |
- |
Бортовое вооружение |
стволов х калибр |
4 х 7,7 |
1 х 7,62 4 х 12,7 |
- |
* По оценкам испытателей, максимальная скорость нового самолета должна быть примерно на 10 км/ч больше на всех высотах. Испытывавшийся самолет до этого уже находился в эксплуатации.
** - На пятиминутном боевом режиме работы моторов.
Подробно
Источники
- "Самолетостроение в СССР (1917-1945)" /ЦАГИ им. проф. Н.Е. Жуковского/
|