Авиация Второй мировой |
| Самолёты | Белл | Боинг | Брюстер | Консолидейтед | Кертисс | Дуглас | Дженерал Моторс | Грумман | Локхид Мартин | Норт Америкэн | Нортроп | Репаблик | Воут | Бои | Люди | Фото |
B-29 "Superfortress"Стратегический бомбардировщикBoeingЭта машина, разработанная фирмой Боинг уже в ходе войны, ознаменовала собой новую ступень в развитии самолетов этого класса. Прогрессивная технология, великолепное по тем временам аппаратурное и приборное оснащение, герметичные кабины экипажа, отличные летные данные, мощное оборонительное вооружение, большая бомбовая нагрузка и дальность полета — все это было присуще В-29. Словом, в этом самолете соединились все лучшие достижения техники. Имея скорость 560 — 570 км/ч на высоте 10 км, он был труднодоступен для истребителей-перехватчиков. Правда, В-29 имел более тяжелое управление, чем В-17 и В-24 (первый опыт гермовводов), и худший обзор (частый переплет гермокабины и искажающее остекление). Великая Америка богата чужими талантами, главный конструктор этого самолета — А. Джорданов, болгарин по национальности. Он приехал в США в 20-х годах, где получил известность как главный конструктор знаменитого транспортного самолета Дуглас DC-3. В ходе разработки В-29 конструкторы решили множество научно-технических проблем, причем не только в отношении конструкции и компоновки, но и радиолокационного оборудования, систем дистанционного управления подвижными пулеметными установками. Самолет имел герметичную кабину и негерметичные бомбоотсеки. Задача повышение живучести самолета и взаимозаменяемости экипажа решалась с помощью люка-лаза, проходящего через весь самолет. B-29 стал самолетом первостепенной важности и к январю 1942 (еще до первого полета в сентябре) уже было заказано более 500 машин. Первый полет состоялся 21.09.42, когда летчик-испытатель фирмы "Boeing" Эдвард Аллен поднял XB-29 (41-002). К этому времени были заказаны 1664 самолета. Поставленный без вооружения XB-29 был оснащен четырьмя двигателями Wright R-3350-13 с трехлопастными винтами. Второй XB-29 (41-003) взлетел 28.12.42 года. При заходе на посадку на этом втором XB-29, 18-го февраля загорелся двигатель и он потерпел катастрофу, в которой погибли 11 членов экипажа фирмы "Boeing", включая летчика-испытателя Эдварда Аллена. В дальнейшем пожары на двигателях сопутствовали всей карьере В-29. Производство В-29 началось в 1943 г. В боевых действиях против Японии успех пришел после применения тактики ночных бомбардировок зажигательными бомбами на малой высоте (1500-3000м), ибо обычные бомбардировки с эшелона были невозможны из-за погодных условий - сильные ветра, снижающие точность бомбометания и отсуствие видимости. Да похоже американцы и не были сильно озабочены самим фактом бомбардировки мирных жителей при налете на военные объекты. Интересно в этом отношении сравнение Константина Иванова для немецкого самолета Ю-88 и американского супербомбовоза. При этом В-29 признается очевидным лидером только в деле "террористических налетов на жилые районы". Следует отметить, что В-29 остался в истории не только как самый передовой в техническом отношении бомбардировщик периода Второй мировой войны, но и как самолет, с помощью которого впервые в истории человечества было применено атомное оружие. Две атомные бомбы, 6 и 8 августа 1945 г. сброшенные с бомбардировщиков В-29 на японские города Хиросима и Нагасаки, унесли жизни десятков тысяч мирных жителей. С появлением атомного оружия ударная мощь тяжелых бомбардировщиков неизмеримо возросла. Значительно повысилась и роль самолетов этого класса в системе вооруженных сил. Необходимость иметь стратегические бомбардировщики, аналогичные американским, вынудило советскую авиационную промышленность после войны создавать точный аналог - Ту-4, конструктивные решения и детали которого использовались в дальнейшем при создании бомбардировщиков и авиалайнеров. Созданный по прямому приказу Сталина он был точный копией американской суперкрепости. Примененное на американском самолете радиоэлектронное оборудование в различных модификациях еще долго применялось на советских самолетах. До окончания войны американская промышленность выпустила 3760 бомбардировщиков этого типа, которые применялись на тихоокеанском театре военных действий. Самолеты | Боинг | B-17G | B-29 | B-44 | B-314 | B-307 | B-377 | Фото и схемы Боевое применение B-17 в боях над Европой | B-17 в Люфтваффе | В СССР B-17 в СССР | Челночные операции B-17 | |
F-13A "Superfortress"Стратегический разведчикПервый полет прототип F-13 совершил 4 августа 1944 года с аэродрома центра "Континенталь-Денвер", где проводилась переделка самолета. Первый F-13А отправили на Тихий океан 30 октября 1944 года. На этом ТВД самолеты F-13А использовали две части: отряд фоторазведки при XX бомбардировочном командовании (с 13 февраля 1945 года звено "С" 1-й эскадрильи фоторазведки) с базой в Шинклине, Китай, а также в 3-й эскадрилье фоторазведки с базой на аэродроме Айли-Филд, Сайпан. Первый боевой вылет на Японию совершил F-13A (42-93852, "Tokyo Rose") 1 ноября 1944 года. Обычно экипаж F-13A состоял из 11 человек, выполнявших те же обязанности, что и в экипаже В-29, а также одного оператора фотооборудования и фототехника. На самолете стояло шесть фотокамер. Три камеры К-17 образовывали триметрогон - одна камера проводила вертикальную, а две диагональную съемку. Эти камеры вместе охватывали от 52 до 78 км2 в зависимости от высоты полета. Камеры К-17 заправлялись лентой длиной 150 футов (45 м). Снимки размером 9x9 дюйма (22,86x22,86 см). Две камеры К-22 стояли вертикально и использовались для проведения детализированной съемки. С высоты 6096 м (20000 футов) камеры К-22 снимали полосу шириной две мили (3,2 км). Камера К-18 также стояла вертикально, она делала менее детализированные кадры размером 9x18 дюйма (22,86x45,72 см). Дополнительно на время ночных разведывательных полетов самолет мог оборудоваться фотокамерой К-19. Все фотокамеры монтировались в задней гермокабине. Съемка проводилась через иллюминаторы, закрытые стеклом толщиной 3/4 дюйма (1,9 см). В носовой части самолета стоял измеритель сноса В-3, обслуживаемый фотоштурманом. В 1947 году название самолетов изменили с F-13A на RB-29.
Условия войны на Тихом океане, в первую очередь огромные расстояния, какие приходилось преодолевать самолетам, потребовали создать дальний стратегический разведчик. Первоначально для этой цели применялись самолеты F-5 - разведывательная модификация истребителя "Локхид Р-38 Лайтнинг" - и F-7 - разведывательная модификация бомбардировщика "Консолидейтед В-24 Либерейтор". Но эти машины полностью не отвечали предъявляемым к ним требованиям. В апреле 1943 года американский комитет авиационной картографии определил, что лучшим самолетом на роль дальнего стратегического разведчика будет В-29. Разведывательная модификация этого самолета получила обозначение F-13. Первым переделанным в разведчик самолетом стал B-29A-20-BW (42-6412). Этот самолет послужил прототипом для последовавшей серии из 117 самолетов F-13A. Все F-13A построили на фирме "Боинг": 30 на заводе в Уичите (В-29-BW), а 87 на заводе в Рентоне (В-29-BN). Четыре машины, обозначенные как TF-13A, выпустили в учебном варианте для подготовки экипажей. Варианты В-29 "Суперфортресс"
Источники
29.10.2022.
|