Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте
Самолёты Boeing B-17G B-29 B-44 B-314 B-307 B-377 Фото и схемы Боевое применение B-17 B-17 в Люфтваффе В СССР B 17 B 17

B-29 "Superfortress"

Стратегический бомбардировщик

Boeing

B-29 Superfortress

Эта машина, разработанная фирмой Боинг уже в ходе войны, ознаменовала собой новую ступень в развитии самолетов этого класса. Прогрессивная технология, великолепное по тем временам аппаратурное и приборное оснащение, герметичные кабины экипажа, отличные летные данные, мощное оборонительное вооружение, большая бомбовая нагрузка и дальность полета — все это было присуще В-29. Словом, в этом самолете соединились все лучшие достижения техники. Имея скорость 560 — 570 км/ч на высоте 10 км, он был труднодоступен для истребителей-перехватчиков. Правда, В-29 имел более тяжелое управление, чем В-17 и В-24 (первый опыт гермовводов), и худший обзор (частый переплет гермокабины и искажающее остекление).

Великая Америка богата чужими талантами, главный конструктор этого самолета — А. Джорданов, болгарин по национальности. Он приехал в США в 20-х годах, где получил известность как главный конструктор знаменитого транспортного самолета Дуглас DC-3. В ходе разработки В-29 конструкторы решили множество научно-технических проблем, причем не только в отношении конструкции и компоновки, но и радиолокационного оборудования, систем дистанционного управления подвижными пулеметными установками. Самолет имел герметичную кабину и негерметичные бомбоотсеки. Задача повышение живучести самолета и взаимозаменяемости экипажа решалась с помощью люка-лаза, проходящего через весь самолет.

B-29 стал самолетом первостепенной важности и к январю 1942 (еще до первого полета в сентябре) уже было заказано более 500 машин. Первый полет состоялся 21.09.42, когда летчик-испытатель фирмы "Boeing" Эдвард Аллен поднял XB-29 (41-002). К этому времени были заказаны 1664 самолета. Поставленный без вооружения XB-29 был оснащен четырьмя двигателями Wright R-3350-13 с трехлопастными винтами. Второй XB-29 (41-003) взлетел 28.12.42 года. При заходе на посадку на этом втором XB-29, 18-го февраля загорелся двигатель и он потерпел катастрофу, в которой погибли 11 членов экипажа фирмы "Boeing", включая летчика-испытателя Эдварда Аллена. В дальнейшем пожары на двигателях сопутствовали всей карьере В-29.

Производство В-29 началось в 1943 г. В боевых действиях против Японии успех пришел после применения тактики ночных бомбардировок зажигательными бомбами на малой высоте (1500-3000м), ибо обычные бомбардировки с эшелона были невозможны из-за погодных условий - сильные ветра, снижающие точность бомбометания и отсуствие видимости. Да похоже американцы и не были сильно озабочены самим фактом бомбардировки мирных жителей при налете на военные объекты. Интересно в этом отношении сравнение Константина Иванова для немецкого самолета Ю-88 и американского супербомбовоза. При этом В-29 признается очевидным лидером только в деле "террористических налетов на жилые районы".

Следует отметить, что В-29 остался в истории не только как самый передовой в техническом отношении бомбардировщик периода Второй мировой войны, но и как самолет, с помощью которого впервые в истории человечества было применено атомное оружие. Две атомные бомбы, 6 и 8 августа 1945 г. сброшенные с бомбардировщиков В-29 на японские города Хиросима и Нагасаки, унесли жизни десятков тысяч мирных жителей.

С появлением атомного оружия ударная мощь тяжелых бомбардировщиков неизмеримо возросла. Значительно повысилась и роль самолетов этого класса в системе вооруженных сил.

Необходимость иметь стратегические бомбардировщики, аналогичные американским, вынудило советскую авиационную промышленность после войны создавать точный аналог - Ту-4, конструктивные решения и детали которого использовались в дальнейшем при создании бомбардировщиков и авиалайнеров. Созданный по прямому приказу Сталина он был точный копией американской суперкрепости. Примененное на американском самолете радиоэлектронное оборудование в различных модификациях еще долго применялось на советских самолетах.

До окончания войны американская промышленность выпустила 3760 бомбардировщиков этого типа, которые применялись на тихоокеанском театре военных действий.

Характеристики Super Fortress B-29
Экипаж 11
Размеры
Размах крыла, м 43,05
Длина, м 30,18
Высота самолета, м 9,02
Силовая установка
4×8-ти цилиндровый двухрядных R-3350-23-23A/-41 "Циклон" фирмы "Райт" 2200 л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 34020
Максимальная взлетная 62500
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 576
Скорость набора высоты м/сек 5
Практический потолок, м 11150
Дальность полета с полной нагрузкой, км 3140
Вооружение
20-мм пушка и 2×12,7мм в хвосте, по 2×12,7мм в 4-х дистанционных турелях,
бомб в бомбоотсеке кг
9072

F-13A "Superfortress"

Стратегический разведчик

F-13 Superfortress

Первый полет прототип F-13 совершил 4 августа 1944 года с аэродрома центра "Континенталь-Денвер", где проводилась переделка самолета. Первый F-13А отправили на Тихий океан 30 октября 1944 года. На этом ТВД самолеты F-13А использовали две части: отряд фоторазведки при XX бомбардировочном командовании (с 13 февраля 1945 года звено "С" 1-й эскадрильи фоторазведки) с базой в Шинклине, Китай, а также в 3-й эскадрилье фоторазведки с базой на аэродроме Айли-Филд, Сайпан. Первый боевой вылет на Японию совершил F-13A (42-93852, "Tokyo Rose") 1 ноября 1944 года.

Обычно экипаж F-13A состоял из 11 человек, выполнявших те же обязанности, что и в экипаже В-29, а также одного оператора фотооборудования и фототехника. На самолете стояло шесть фотокамер. Три камеры К-17 образовывали триметрогон - одна камера проводила вертикальную, а две диагональную съемку. Эти камеры вместе охватывали от 52 до 78 км2 в зависимости от высоты полета. Камеры К-17 заправлялись лентой длиной 150 футов (45 м). Снимки размером 9x9 дюйма (22,86x22,86 см). Две камеры К-22 стояли вертикально и использовались для проведения детализированной съемки. С высоты 6096 м (20000 футов) камеры К-22 снимали полосу шириной две мили (3,2 км). Камера К-18 также стояла вертикально, она делала менее детализированные кадры размером 9x18 дюйма (22,86x45,72 см). Дополнительно на время ночных разведывательных полетов самолет мог оборудоваться фотокамерой К-19.

Все фотокамеры монтировались в задней гермокабине. Съемка проводилась через иллюминаторы, закрытые стеклом толщиной 3/4 дюйма (1,9 см). В носовой части самолета стоял измеритель сноса В-3, обслуживаемый фотоштурманом. В 1947 году название самолетов изменили с F-13A на RB-29.

Характеристики Super Fortress F-13A
Экипаж 11
Размеры
Размах крыла, м 43,36
Площадь крыла, м² 161,50
Длина, м 30,18
Высота самолета, м 8,46
Силовая установка
4×18-ти цилиндровый двухрядных R-3350-23-23A/-41 "Циклон" фирмы "Райт" 2200 л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 30620
Нормальная взлетная 48780
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 621
Крейсерская скорость, км/ч 578
Скорость набора высоты м/сек 5
Практический потолок, м 10100
Практическая дальность, км 6440
Боевая дальность, км 3200

Условия войны на Тихом океане, в первую очередь огромные расстояния, какие приходилось преодолевать самолетам, потребовали создать дальний стратегический разведчик. Первоначально для этой цели применялись самолеты F-5 - разведывательная модификация истребителя "Локхид Р-38 Лайтнинг" - и F-7 - разведывательная модификация бомбардировщика "Консолидейтед В-24 Либерейтор". Но эти машины полностью не отвечали предъявляемым к ним требованиям. В апреле 1943 года американский комитет авиационной картографии определил, что лучшим самолетом на роль дальнего стратегического разведчика будет В-29. Разведывательная модификация этого самолета получила обозначение F-13. Первым переделанным в разведчик самолетом стал B-29A-20-BW (42-6412). Этот самолет послужил прототипом для последовавшей серии из 117 самолетов F-13A. Все F-13A построили на фирме "Боинг": 30 на заводе в Уичите (В-29-BW), а 87 на заводе в Рентоне (В-29-BN). Четыре машины, обозначенные как TF-13A, выпустили в учебном варианте для подготовки экипажей.

F-13A Superfortress

Варианты В-29 "Суперфортресс"

  • ХВ-29: три прототипа (41-002, и 1-003 и 41-18335) с двигателями R-3350-13 и трехлопастными винтами: построен также один планер для статических испытаний;
  • YB-29: 14 самолетов для войсковых испытаний с вооружением, двигателями R-3350-21 и четырехлопастными винтами;
  • В-29: основной серийный вариант; выпускался фирмами «Боинг» (отделение в Уичите). «Белл» и «Мартин» (завод в Омахе): двигатели R-3350-23 мощностью 2200 л.с. (R-3350-41 и -57 устанавливались на более поздних самолетах), хвостовая стрелковая установка трехствольная; или все три - 12.7-мм пулеметы, или два пулемета и одна 20-мм пушка;
  • В-29А: 1119 серийных самолетов, подобных В-29. но с размахом крыла, увеличенным до 43.36 м; четырехствольная передняя верхняя пулеметная турель и двигатели R-3350-57 или -59; строился на заводе фирмы «Боинг» в Рентоне;
  • FB-29A: новое обозначение F-13A после 1945 г.;
  • RB-29A: новое обозначение FB-29A после 1948 г.;
  • ТВ-29А: тренировочный вариант В-29А;
  • ЕТВ-29А: один самолет (44-62093), модифицированный после войны, чтобы нести истребители EF-84E на консолях крыла;
  • В-29В: 310 серийных машин, построенных фирмой «Белл» с полностью демонтированным вооружением, кроме хвостовой турели; двигатели R-3350-51;
  • ЕВ-29В: один В-29В. переделанный в носитель подвесного истребителя XF-85 «Гоблин»;
  • В-29С: проект с последними модификациями двигателя R-3350; заказ на 5000 машин отменен в связи с окончанием войны;
  • B-29D: крупная модификация с увеличенным килем и двигателями R-4360-35; переименована в В-50:
  • ХВ-29Е: один В-29. переделанный для испытаний новой системы управления оружием;
  • B-29F: шесть самолетов, доработанных после войны, облегченных и оборудованных для службы на Аляске, предназначались для разведывательных полетов над Советским Союзом;
  • XB-29G: один В-29В, переделанный в летающую лабораторию для испытаний двигателей;
  • ХВ-29Н: один В-29А для испытаний вооружения;
  • YB-29J: шесть В-29, используемых для испытаний двигателей с модифицированными мотогондолами;
  • RB-29J: два YB-29J. позже используемых для разведки; также известны как FB-29J;
  • YKB-29J: два YB-29J, оборудованных топливозаправочной штангой фирмы «Боинг»;
  • CB-29J: один В-29, переоборудованный в транспортный самолет;
  • КВ-29М: В-29 и В-29А, переоборудованные в заправщики с буксируемым конусом;
  • B-29MR: В-29 с приемным заправочным оборудованием;
  • КВ-29Р: самолеты-заправщики на базе В-29 с жесткой штангой;
  • YKB-29T: один КВ-29М, оборудованный тремя узлами дозаправки в воздухе;
  • DB-29; пункт управления беспилотными самолетами;
  • GB-29; самолет-носитель Х-1 и других экспериментальных самолетов;
  • QB-29: радиоуправляемая мишень;
  • SB-29: 16 экземпляров В-29 со сбрасываемой спасательной шлюпкой, приспособленных для дальних спасательных операций;
  • WB-29: разведчик погоды;
  • ХВ-39: один YB-29 с двигателями V-3420-11;
  • ХВ-44: один В-29А с двигателями R-4360-33; вооружение ограничено двумя хвостовыми пушками; получил название XB-29D и послужил прототипом В-50;
  • F-13А: В-29 и В-29А переделанные в стратегические фоторазведчики; переименованы в FB-29A в 1945 г., а затем в RB-29A; позже переоборудованы для радиотехнической разведки;
  • TF-13А: четыре тренировочных F-13A;
  • RB-13А: обозначение F-13A после 1945г.;
  • FB-13A: обозначение RB-1 ЗА после 1948г.;
  • Р2В-15:два В-29А. переданные ВМС США как самолеты радиолокационного дозора: в бомбоотсеке размещены дополнительное топливо и большой радар;
  • P2B-2S: два подобных самолета ВМС США с некоторыми изменениями в оборудовании; Р2В позже использовались для запуска экспериментальных самолетов.

Источники

  • B-29. Airplane commander training manual for the Superfortress.
  • Бомбардировщик Boeing B-29 Superfortress /Иван Малышев/
  • Дальние и высотные разведчики 1939-1945 /Владимир Котельников/
  • Американские военные самолеты Второй мировой войны /под ред. Дэвида Дональда/
Bell Boeing Brewster Consolidated Curtiss Douglas General Motors Grumman Lockheed Martin North American Northrop Republic Vought Бои Люди Фото

©AirPages
2003-