Авиация Второй мировой

Home    English

C-109

Транспортный самолет

Consolidated

C-109 Consolidated

C-109 - транспортная версия дальнего бомбардировщика B-24J и B-24L в качестве воздушного танкера. В отличие от грузопассажирского C-87 все C-109 изготавливали путем переделки готовых бомбардировщиков B-24. Все вооружение и бомбардировочное оборудование снималось, носовая и хвостовая турельные установки также снимались и места их установки закрывались обтекателями из тонколистового металла. Окна в хвостовой части не заделывались. Внутри фюзеляжа были установлены восемь топливных баков, общей емкостью около 11000 л бензина.

Большинство C-109 было оборудовано двойной системой ADF (Automatic Direction Finder - автоматического радиопеленгования) с двумя антеннами на верхней части фюзеляжа. (Именно такой самолет изображен на верхнем фото, над кабиной можно рассмотреть обтекатель второй рамочной антенны.) Система, основанная на принципе радиокомпаса, позволяла с невысокой точностью определять местоположение самолета по двум курсовым углам различных радиостанций.* На некоторых самолетах оборонительное вооружение снималось не полностью, что можно определить по сохранившимся фотографиям.

Всего в C-109 было переоборудовано 218 Либерейторов. Самолет оказался очень труден в управлении при посадке с полной загрузкой, особенно при длине ВПП менее 1800 метров. Кроме того, низкая продольная устойчивость при полете с полным передним баком в фюзеляже вынуждала экипаж его не заправлять, что снижало объем перевозимого топлива до 9600 л.

* - Прим. - При ручном определении местоположения самолета по двум КУР-ам точность составляет 6-9% от расстояния до курсовой радиостанции).


Характеристики C-109
Экипаж 4
Размеры
Размах крыла, м 33,53
Площадь крыла, м² 97,36
Длина самолета, м 20,21
Высота самолета, м 5,45
Силовая установка
4×ПД Pratt Whitney R-1830-43 Twin Wasp с ТН, л.с. 4×1200
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 14200
Нормальная взлетная 28700
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 483
Крейсерская скорость, км/ч 346
Время набора высоты 6100 м, мин 60
Практический потолок, м 8534
Практическая дальность, км 2253
Перегоночная дальность, км 5311
Полезная нагрузка 8 баков с топливом, всего л: 10977

Боевое применение. C-109 первоначально использовались 20-й Воздушной армией на Индокитайско-Бирманском театре воздушных действий для поддержки операций B-29 из Китая. Первоначально планировалось изготовить 2000 C-109, но заказ был отменен после переноса баз B-29 Superfortress из Китая на Марианские острова, где их снабжали топливом морские танкеры флота США. В конце 1944 года C-109 были переданы Air Transport Command. Несколько C-109 ограниченно использовались в Европе.

Фото Описание

Схема C-109 Consolidated

Подробно

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/