C-109
Транспортный самолет
Consolidated
C-109 - транспортная версия дальнего бомбардировщика B-24J и B-24L в качестве воздушного танкера. В отличие от грузопассажирского C-87 все C-109 изготавливали путем переделки готовых бомбардировщиков B-24. Все вооружение и бомбардировочное оборудование снималось, носовая и хвостовая турельные установки также снимались и места их установки закрывались обтекателями из тонколистового металла. Окна в хвостовой части не заделывались. Внутри фюзеляжа были установлены восемь топливных баков, общей емкостью около 11000 л бензина.
Большинство C-109 было оборудовано двойной системой ADF (Automatic Direction Finder - автоматического радиопеленгования) с двумя антеннами на верхней части фюзеляжа. (Именно такой самолет изображен на верхнем фото, над кабиной можно рассмотреть обтекатель второй рамочной антенны.) Система, основанная на принципе радиокомпаса, позволяла с невысокой точностью определять местоположение самолета по двум курсовым углам различных радиостанций.* На некоторых самолетах оборонительное вооружение снималось не полностью, что можно определить по сохранившимся фотографиям.
Всего в C-109 было переоборудовано 218 Либерейторов. Самолет оказался очень труден в управлении при посадке с полной загрузкой, особенно при длине ВПП менее 1800 метров. Кроме того, низкая продольная устойчивость при полете с полным передним баком в фюзеляже вынуждала экипаж его не заправлять, что снижало объем перевозимого топлива до 9600 л.
* - Прим. - При ручном определении местоположения самолета по двум КУР-ам точность составляет 6-9% от расстояния до курсовой радиостанции).
|