Экипаж |
6* |
Геометрия |
Длина самолета, м |
28,63 |
Высота самолета, м |
8,39 |
Размах крыла, м |
35,81 |
Площадь крыла, м² |
125,91 |
Массы, кг |
Пустого |
17,237 |
Максимальная взлетная |
33112 |
Силовая установка |
Мотор |
4 ПД Pratt Whitney R-2000-7 |
Мощность взлетная, л.с. |
4 х 1350 (1007 kВт) |
Лётные данные |
Максимальная скорость, км/ч на Н=4265м |
441 |
Крейсерская скорость, км/ч на Н=4635м |
385 |
Практическая дальность, км |
6276 |
Боевая дальность, км |
4023 |
Практический потолок, м |
6705 |
Максимальная загрузка, кг |
14742 или 50 солдат |
* - базовый экипаж 4 человека, два пилота, штурман и радист дополнялся двумя сменными пилотами, которые имели в салоне самолета места для отдыха.
Модификации C-54
- C-54 - первоначальный самолет с силовой установкой, состоявшей из четырех звездообразных двигателей Пратт-Уитни R-2000-3 мощностью 1350 л.с. (построено 24 самолета).
- C-54A - военизированная модификация, способная перевозить 50 военнослужащих, или 14742 кг (груза, с силовой установкой из четырех звездообразных двигателей R-2000-7 мощностью 1350 л.с. (построено 252 самолета).
77 экземпляров построили в Санта-Монике и 117 - на новом заводе в Оранж Плэйс (Orange Place), Чикаго. Эта модификация появилась в январе 1943 года и имела 33 ковшеобразных парусиновых сиденья, большой грузовой люк, усиленный пол, грузоподъемную стрелу и увеличенные крыльевые топливные баки. Последние довели полный запас топлива до 14134 литров и полную массу до 30844 кг, позволяя нести полезный груз 4082 кг на дальность 4828 км.
- C-54B - вариант С-54А, у которого два дополнительных топливных бака в фюзеляже были заменены крыльевыми баками по 1889 литров в каждом полукрыле; на первых самолетах устанавливались двигатели R-2000-3, а позднее - двигатели R-2000-7.
Необходимость разработки такого самолета диктовалась потребностью нести большие грузы на короткие расстояния. Взлетная масса снова возросла и составила 33112 кг. Самолет мог брать до 49 военнослужащих или 36 раненых на носилках. Вариант С-54В был выпущен в количестве 89 машин в Санта-Монике и 100 - в Чикаго.
- VC-54C - единственный самолет С-54А - персональный самолет Президента Франклина Д.Рузвельта и прозванный Sacred Cow - Священной коровой. Имел лифт с электроприводом для поднятия в фюзеляж кресла-каталки. За счет дополнительных баков имел дальность полета 8850 км. В салоне размещался кабинет и три зала заседаний.
- C-54D — основной серийный вариант самолета Скаймастер, в основном похожий на С-54В, но оснащенный четырьмя звездообразными двигателями R-2000-11 мощностью 1350 л.с. (построено 380 самолетов в Чикаго).
- C-54E — версия самолета С-54D с конвертируемым салоном, у которого два топливных бака, расположенных в кабине, были окончательно заменены на баки с мягкими стенками, расположенные внутри крыла, (построено 125 машин, из них 105 в январе-июле 1945 года в Санта-Монике).
Суммарный запас топлива в крыльевых баках составлял 13627 л.
- C-54G — транспортно-десантный вариант, основанный на самолете С-54Е и оснащенный звездообразными двигателями R-2000-9, мощностью по 1450 л.с. (1081 кВт) (построено 162 машины в Санта Монике).
- C-54M — обозначение 38 самолетов С-54Е, использованных в качестве перевозчиков угля по "Берлинскому воздушному мосту"; полезная нагрузка была увеличена на 1134 кг.
ВМС США, выполнявшие часть воздушных перевозок на Тихом океане, получили 183 самолета из заказов ВВС США между 1943 и 1945 годах. Они включали в себя 19 R5D-1 (С-54А), 11 R5D-2 (С-54В) и 20 R5D-4 (С-54Е), построенных в Санта-Монике, и 38 R5D-1, 19 R5D-2 и 76 R5D-3 (C-54D), построенных в Чикаго. Самолетами оснащались эскадрильи Авиатранспортной службы ВМС, пока она не была расформирована в 1948 году; некоторые подразделения потом стали частью объединенной военной авиатранспортной службы.
«Скаймастер» для Великобритании
Получение Британией по ленд-лизу 24 самолетов оформили уже в конце войны. В RAF самолеты получили наименование Skymaster C.Mk.I.
Первым получили в июне 1941 г. единственный С-54В, переданный в личное пользование британскому премьер-министру Уинстону Черчиллю. Для этого на «Армстронг Уитворт Эркрафт» оборудовали специальную 10-местную VIP-кабину, а самолет передали на базу Нортолт для эксплуатации в 24-й эскадрилье. Позднее он совершал VIP-полеты в 246-й эскадрилье и был возвращен США в ноябре 1945 г.
Следующие 10 «Скаймастеров» поступили с февраля по июль 1945 г., а 13 оставшихся не поставлялись.
Их построили как C-54D по спецификации ВС США, самолеты от С-54В отличаясь только типом установленных двигателей и разными мелкими деталями, тренировки проводились в основном в 1332-м подразделении переподготовки, а самолеты в основном эксплуатировались в 246-й эскадрилье 47-й группы, затем были переданы в 232-ю эскадрилью в Палам, откуда это подразделение осуществляло регулярные полеты между Цейлоном и Австралией.
Все 10 самолетов возвратили США в июле 1946 г., и они вошли в состав ВМФ США под обозначением R5D-3.
|
Десять экземпляров «Скаймастер» фирмы «Дуглас» получило Транспортное командование RAF для полетов на Дальний Восток. Эти полеты выполнялись 232-й и 236-й эскадрильями. На фото первый «Скаймастер», поставленный Соединенному Королевству приспособили в VIP-варианте для использования британским премьер-министром Уинстоном Черчиллем.
|
Источники
- "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
- "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/
- "Английские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Даниэля Дж. Марча/
|
Схема C-54 Skymaster
|
|
Douglas DC-4E
|
|
Самолёт-танкер Douglas C-54G-15DO "Sfcymaster" (N2742G, з/н 36089, с/н Do483, танкер № "15") фирмы Aero Union. (Miguel Snoep). "Sfcymaster" - это не ошибка...
|
В США для пожаротушения, в основном, используют сухопутные самолёты, а в качестве огнегасящего средства вместо воды предпочитают различные тушащие и задерживающие огонь растворы и суспензии (интенсивные опыты в этой области ведутся с 50-х годов).
Это объясняется тем, что основные массивы лесов, имеющих промышленное значение, расположены на западе США в районе Скалистых гор, где водоемы, пригодные для посадки гидросамолётов, чрезвычайно редки.
Кроме того, по мнению американских специалистов, вода - далеко не идеальное средство тушения, и часто после смачивания лесных горючих материалов горение восстанавливается и продолжается с прежней силой.
|
Самолёт-танкер Douglas C-54G-15DO "Douglas DC-4". Douglas Commercial - в данном случае выполняет функции, весьма далекие от перевозки пассажиров.
|
Уборка стоек шасси вперед имеет еще одно очевидное преимущество. В случае отказа гидросистемы достаточно только открыть замки убранного положения шасси, к примеру рычагом с тросовой проводкой, и стойки сами, под действием своего веса и набегающего воздушного потока будут выпускаться, что является несомненным преимуществом перед остальными схемами уборки-выпуска шасси.
|
Схема DC-6. Визуальное отличие - прямоугольные иллюминаторы пассажирской кабины.
|
За годы Второй мировой построили более 1000 четырехмоторных DC-4 Skymaster, они 88000 раз пересекли Тихий и Атлантический океаны, при этом было потеряно всего три машины - впечатляющий показатель надежности самолета.
US AAF, использовавшие DC-4 и С-54, финансировали разработку компанией "Douglas" варианта данной модели с большей вместимостью и герметизированным салоном. Проект получил обозначение ХС-112А, прототип выполнил первый полет 15 февраля 1946 года. Потенциально это был почти готовый пассажирский лайнер, "Douglas" продолжила развитие данной версии под обозначением DC-6.
На прототипе сохранили такого же, как у DC-4, размаха крыло, но фюзеляж спроектировали заново под работу высотной системы, увеличив его длину на 2,06 м. Круглые иллюминаторы DC-4 заменили на прямоугольные - очевидно различимое отличие семейства DC-6. Силовая установка из четырех ПД Pratt Whitney R-2800-34 имела суммарную мощность 8400 л.с. В стандартном варианте устанавливалось от 48 до 52 пассажирских кресел, в уплотненном варианте допускалась установка 86 кресел.
Вряд ли замена круглых иллюминаторов на прямоугольные в герметизируемом фюзеляже была правильным решением. Катастрофы 2-х авиалайнеров de Havilland Comet а/к BOAC в 1954 году показали, что появление усталостных трещин металла в углах иллюминаторов приводило к разрушению фюзеляжа взрывной декомпрессией.
Заметьте, все иллюминаторы на современных самолетах имеют скругленные углы.
|