Авиация Второй мировой
На главную     Поиск на сайте
Самолёты Дуглас TBD A-20 B-23 SBD-1/2 A-24/SBD SBD-5/6 BTD-1 TB2D AD A-26 Dolphin DF DC-2 DC-3 DC-5 C-47 C-54 B-18B Фото и схемы Боевое применение TBD A 20 В СССР A 20

C-54 ✪ Skymaster
Дальний транспортный самолет
Douglas

C-54 Skymaster

Всемирный коммерческий успех DC-3 компании Дуглас вынуждал искать пути улучшения проекта. Первый экспериментальный четырехдвигательный DC-4E (Experimental) был построен по техническим требованиям, первоначально разработанным авиакомпанией "United Airlines". "United" быстро достигла соглашения с компаниями "American Airlines", "Eastern Airlines", "Pan American Airways" и TWA о распределении поставок. Совместная разработка диктовалась прежде всего высокой стоимостью проекта, каждая из сторон внесла по 100 000 долларов. Первый полет DC-4E совершил 7 июня 1938 года.

Однако большая сложность реализации проекта, проблемы с двигателями и возрастающее понимание того, что самолет слишком велик для данного полезного груза, привели к падению интереса части авиакомпаний-спонсоров. Самолет с четырьмя двигателями как в производстве, так и в эксплуатации являлся весьма затратным делом. Единственный прототип DC-4E был продан в Японию, где получил обозначение LXD1 и использовался компанией "Nakajima" в процессе создания тяжелого бомбардировщика G5N.

Первый серийный С-54 Skymaster авиакомпании Douglas совершил свой первый полет в начале 1942 года, прототип не строился, если не считать прототипом DC-4E, по сути совершенно другой самолет.

Всего построили 1242 машины. К концу Второй мировой войны 839 лайнеров находились на службе Авиационного транспортного командования. Это был идеальный для своего времени дальний тяжелый военно-транспортный самолет с полезной нагрузкой десять тонн.

На базе DC-4 были созданы различные специализированные варианты: 21 самолет с V-образными двигателями Rolls-Royce Merlin мощностью по 1725 л. с. (1286 кВт), разработанный монреальской "Canadair" специально для канадских ВВС (под названием "North Star"); для гражданских эксплуатантов был разработан DC-4M; еще одним вариантом DC-4 стал Aviation Traders Carvair. Вместимость у различных модификаций была также различной: базовый вариант был рассчитан на экипаж из 4 человек и 44 пассажира, с достаточно большим шагом между креслами, но некоторые авиакомпании выполнили более плотную компоновку пассажирского салона - на 86 мест. Вариант же DC-4M был рассчитан на перевозку в салоне эконом-класса 62 пассажиров.

Этот самолет внес большой вклад в операцию по установлению так называемого Берлинского воздушного моста в 1948-1949 годах. Причем авиалайнер также оказался долгожителем, и незначительное количество таких машин продолжало летать даже в начале нового тысячелетия.

Конструкция. Цельнометаллический свободнонесущий низкоплан классической схемы с четырьмя поршневыми двигателями и убираемым трёхопорным шасси.

Крыло - цельнометаллическое свободнонесущее разъёмное, трапециевидное в плане с поперечным V 7°. Состояло из центроплана и съёмных консолей. Центроплан трёхлонжеронный жёстко связан с фюзеляжем, консоли однолонжеронные. Элерон однолонжеронный с металлическим каркасом и полотняной обшивкой. Крыло имело однощелевые закрылки NACA. Несмотря на высокую удельную нагрузку на крыло, его хорошая механизация обеспечивала достаточную подъемную силу для обеспечения малой дистанции разбега-пробега, что являлось совершенно необходимым в условиях военного времени.

Шасси - убираемое трёхстоечное, с передней управляемой стойкой. В задней части фюзеляжа подпружиненный костыль. На основных опорах шасси стало по два колеса, соответственно изменилась и схема уборки, теперь стойки убирались вперед в гондолы внутренних двигателей. Тормоза гидравлические.

Управление и системы - пневматическая противообледенительная система на передних кромках крыла и стабилизатора. Гидравлическая система управления закрылками, уборкой шасси, поворотом передней стойки, стеклоочистителем. Основная электрическая система напряжением 24 вольт постоянного тока. Четыре стартер-генератора постоянного тока с приводом от двигателей и четыре аккумуляторные батареи.

Оборудование - радиостанция, радиополукомпас, радиовысотомер, автопилот Sperry, высотомер, указатель скорости, авиагоризонт, указатель поворота, магнитный компас и т. д. Автопилот имел в качестве гировертикали гироскоп с тремя степенями свободы с питанием от электросети переменного тока 400 Гц. Качество автопилота, (это вам не «воздушный» АП-42 с регулировкой обратной связи подбором диаметров валиков), возможность точной настройки, позволило самолету в 1947 году произвести взлет, набор высоты, полет на эшелоне и посадку с управлением от автопилота.

На прототипе для питания стартер-генераторов при запуске двигателей была предусмотрена APU - вспомогательная силовая установка с приводом от стартер-генератора, которая на серийном варианте была снята.

Силовая установка - четыре поршневых двигателя, установленных в аэродинамических гондолах в средней части крыла. Закрыты трёхсекционными капотами NACA. Применялись следующие типы двигателей:

  • Pratt & Whitney R-2000-3 - 1100 л.с. (820 кВт), 14-ти цилиндровый двухрядный звёздообразный карбюраторный двигатель воздушного охлаждения (C-54, C-54B);
  • Pratt & Whitney R-2000-7 - 1333 л.с. (994 кВт), 14-ти цилиндровый двухрядный звёздообразный карбюраторный двигатель воздушного охлаждения (C-54A, C-54B);
  • Pratt & Whitney R-2000-9 - 1450 л.с. (1081 кВт), 14-ти цилиндровый двухрядный звёздообразный карбюраторный двигатель воздушного охлаждения (C-54A, C-54B);
  • Pratt & Whitney R-2000-11 - 1350 л.с. (1006 кВт), 14-ти цилиндровый двухрядный звёздообразный карбюраторный двигатель воздушного охлаждения (C-54D);
  • Pratt & Whitney R-2000 - 1450 л.с. (1081 кВт), 14-ти цилиндровый двухрядный звёздообразный карбюраторный двигатель воздушного охлаждения (DC-4-1009);

Винт изменяемого шага трёхлопастный Hamilton Standard Hydromatic диаметром 4 метра.

C-54B
Экипаж 6*
Геометрия
Длина самолета, м 28,63
Высота самолета, м 8,39
Размах крыла, м 35,81
Площадь крыла, м² 125,91
Массы, кг
Пустого 17,237
Максимальная взлетная 33112
Силовая установка
Мотор 4 ПД Pratt Whitney R-2000-7
Мощность взлетная, л.с. 4 х 1350 (1007 kВт)
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч на Н=4265м 441
Крейсерская скорость, км/ч на Н=4635м 385
Практическая дальность, км 6276
Боевая дальность, км 4023
Практический потолок, м 6705
Максимальная загрузка, кг 14742 или 50 солдат

* - базовый экипаж 4 человека, два пилота, штурман и радист дополнялся двумя сменными пилотами, которые имели в салоне самолета места для отдыха.

Модификации C-54

  • C-54 - первоначальный самолет с силовой установкой, состоявшей из четырех звездообразных двигателей Пратт-Уитни R-2000-3 мощностью 1350 л.с. (построено 24 самолета).
  • C-54A - военизированная модификация, способная перевозить 50 военнослужащих, или 14742 кг (груза, с силовой установкой из четырех звездообразных двигателей R-2000-7 мощностью 1350 л.с. (построено 252 самолета). 77 экземпляров построили в Санта-Монике и 117 - на новом заводе в Оранж Плэйс (Orange Place), Чикаго. Эта модификация появилась в январе 1943 года и имела 33 ковшеобразных парусиновых сиденья, большой грузовой люк, усиленный пол, грузоподъемную стрелу и увеличенные крыльевые топливные баки. Последние довели полный запас топлива до 14134 литров и полную массу до 30844 кг, позволяя нести полезный груз 4082 кг на дальность 4828 км.
  • C-54B - вариант С-54А, у которого два дополнительных топливных бака в фюзеляже были заменены крыльевыми баками по 1889 литров в каждом полукрыле; на первых самолетах устанавливались двигатели R-2000-3, а позднее - двигатели R-2000-7. Необходимость разработки такого самолета диктовалась потребностью нести большие грузы на короткие расстояния. Взлетная масса снова возросла и составила 33112 кг. Самолет мог брать до 49 военнослужащих или 36 раненых на носилках. Вариант С-54В был выпущен в количестве 89 машин в Санта-Монике и 100 - в Чикаго.
  • VC-54C - единственный самолет С-54А - персональный самолет Президента Франклина Д.Рузвельта и прозванный Sacred Cow - Священной коровой. Имел лифт с электроприводом для поднятия в фюзеляж кресла-каталки. За счет дополнительных баков имел дальность полета 8850 км. В салоне размещался кабинет и три зала заседаний.
  • C-54D — основной серийный вариант самолета Скаймастер, в основном похожий на С-54В, но оснащенный четырьмя звездообразными двигателями R-2000-11 мощностью 1350 л.с. (построено 380 самолетов в Чикаго).
  • C-54E — версия самолета С-54D с конвертируемым салоном, у которого два топливных бака, расположенных в кабине, были окончательно заменены на баки с мягкими стенками, расположенные внутри крыла, (построено 125 машин, из них 105 в январе-июле 1945 года в Санта-Монике). Суммарный запас топлива в крыльевых баках составлял 13627 л.
  • C-54G — транспортно-десантный вариант, основанный на самолете С-54Е и оснащенный звездообразными двигателями R-2000-9, мощностью по 1450 л.с. (1081 кВт) (построено 162 машины в Санта Монике).
  • C-54M — обозначение 38 самолетов С-54Е, использованных в качестве перевозчиков угля по "Берлинскому воздушному мосту"; полезная нагрузка была увеличена на 1134 кг.

ВМС США, выполнявшие часть воздушных перевозок на Тихом океане, получили 183 самолета из заказов ВВС США между 1943 и 1945 годах. Они включали в себя 19 R5D-1 (С-54А), 11 R5D-2 (С-54В) и 20 R5D-4 (С-54Е), построенных в Санта-Монике, и 38 R5D-1, 19 R5D-2 и 76 R5D-3 (C-54D), построенных в Чикаго. Самолетами оснащались эскадрильи Авиатранспортной службы ВМС, пока она не была расформирована в 1948 году; некоторые подразделения потом стали частью объединенной военной авиатранспортной службы.

«Скаймастер» для Великобритании

Получение Британией по ленд-лизу 24 самолетов оформили уже в конце войны. В RAF самолеты получили наименование Skymaster C.Mk.I.

Первым получили в июне 1941 г. единственный С-54В, переданный в личное пользование британскому премьер-министру Уинстону Черчиллю. Для этого на «Армстронг Уитворт Эркрафт» оборудовали специальную 10-местную VIP-кабину, а самолет передали на базу Нортолт для эксплуатации в 24-й эскадрилье. Позднее он совершал VIP-полеты в 246-й эскадрилье и был возвращен США в ноябре 1945 г.

Следующие 10 «Скаймастеров» поступили с февраля по июль 1945 г., а 13 оставшихся не поставлялись.

Их построили как C-54D по спецификации ВС США, самолеты от С-54В отличаясь только типом установленных двигателей и разными мелкими деталями, тренировки проводились в основном в 1332-м подразделении переподготовки, а самолеты в основном эксплуатировались в 246-й эскадрилье 47-й группы, затем были переданы в 232-ю эскадрилью в Палам, откуда это подразделение осуществляло регулярные полеты между Цейлоном и Австралией.

Все 10 самолетов возвратили США в июле 1946 г., и они вошли в состав ВМФ США под обозначением R5D-3.

Десять экземпляров «Скаймастер» фирмы «Дуглас» получило Транспортное командование RAF для полетов на Дальний Восток. Эти полеты выполнялись 232-й и 236-й эскадрильями. На фото первый «Скаймастер», поставленный Соединенному Королевству приспособили в VIP-варианте для использования британским премьер-министром Уинстоном Черчиллем.

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/
  • "Английские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Даниэля Дж. Марча/

Схема C-54 Skymaster

Схема C-54 Skymaster

DC-4E

Douglas DC-4E

C-54G-15DO Sfcymaster

Самолёт-танкер Douglas C-54G-15DO "Sfcymaster" (N2742G, з/н 36089, с/н Do483, танкер № "15") фирмы Aero Union. (Miguel Snoep). "Sfcymaster" - это не ошибка...


В США для пожаротушения, в основном, используют сухопутные самолёты, а в качестве огнегасящего средства вместо воды предпочитают различные тушащие и задерживающие огонь растворы и суспензии (интенсивные опыты в этой области ведутся с 50-х годов).
Это объясняется тем, что основные массивы лесов, имеющих промышленное значение, расположены на западе США в районе Скалистых гор, где водоемы, пригодные для посадки гидросамолётов, чрезвычайно редки.
Кроме того, по мнению американских специалистов, вода - далеко не идеальное средство тушения, и часто после смачивания лесных горючих материалов горение восстанавливается и продолжается с прежней силой.

Самолёт-танкер Douglas C-54G-15DO "Douglas DC-4". Douglas Commercial - в данном случае выполняет функции, весьма далекие от перевозки пассажиров.


Уборка стоек шасси вперед имеет еще одно очевидное преимущество. В случае отказа гидросистемы достаточно только открыть замки убранного положения шасси, к примеру рычагом с тросовой проводкой, и стойки сами, под действием своего веса и набегающего воздушного потока будут выпускаться, что является несомненным преимуществом перед остальными схемами уборки-выпуска шасси.

Схема DC-6

Схема DC-6. Визуальное отличие - прямоугольные иллюминаторы пассажирской кабины.


За годы Второй мировой построили более 1000 четырехмоторных DC-4 Skymaster, они 88000 раз пересекли Тихий и Атлантический океаны, при этом было потеряно всего три машины - впечатляющий показатель надежности самолета.
US AAF, использовавшие DC-4 и С-54, финансировали разработку компанией "Douglas" варианта данной модели с большей вместимостью и герметизированным салоном. Проект получил обозначение ХС-112А, прототип выполнил первый полет 15 февраля 1946 года. Потенциально это был почти готовый пассажирский лайнер, "Douglas" продолжила развитие данной версии под обозначением DC-6.
На прототипе сохранили такого же, как у DC-4, размаха крыло, но фюзеляж спроектировали заново под работу высотной системы, увеличив его длину на 2,06 м. Круглые иллюминаторы DC-4 заменили на прямоугольные - очевидно различимое отличие семейства DC-6. Силовая установка из четырех ПД Pratt Whitney R-2800-34 имела суммарную мощность 8400 л.с. В стандартном варианте устанавливалось от 48 до 52 пассажирских кресел, в уплотненном варианте допускалась установка 86 кресел.


Вряд ли замена круглых иллюминаторов на прямоугольные в герметизируемом фюзеляже была правильным решением. Катастрофы 2-х авиалайнеров de Havilland Comet а/к BOAC в 1954 году показали, что появление усталостных трещин металла в углах иллюминаторов приводило к разрушению фюзеляжа взрывной декомпрессией.
Заметьте, все иллюминаторы на современных самолетах имеют скругленные углы.

Белл Боинг Брюстер Консолидейтед Кертисс Дуглас Дженерал Моторс Грумман Локхид Мартин Норт Америкэн Нортроп Репаблик Воут Бои Люди Фото

©AirPages
2003-