F4F-4 "Wildcat"
Палубный истребитель
Grumman
Следующая модификация «Уайлдкэа» F4F-4 пошла в серию в ноябре 1941 года. Стремясь как можно лучше защитить самолет, В. Швендлер увеличил площадь бронеспинки, под сиденье летчика установил бронеподдон, защитил маслорадиаторы под крылом противопульной броней.
Все баки протектировались. Крыло стало складным, с карданным шарниром, запатентованным фирмой Грумман.
Вооружение из шести пулеметов имело только по 240 патронов на ствол.
Однако эти "улучшения" привели к ухудшению маневренности, уменьшению скорости и увеличению инерционности.
Кроме того увеличение мощности залпа привело к уменьшению боекомплекта.
Все это послужило причиной весьма невысокой оценки летчиков, пересевших на него с предыдущей модели.
В воздушных боях с японскими истребителями А6М проявились и положительные, и отрицательные качества «Уайлдкэта». Американская машина уступала противнику в дальности полёта, скорости и потолке, её радиус разворота был больше из-за большей нагрузки на крыло. Более лёгкий А6М быстрее набирал высоту, чем «американец». В пикировании обе машины разгонялись примерно одинаково, но японский истребитель, имевший меньшие запасы прочности, не мог позволить себе резкого выхода. У «Уайлдкэта» же нормативной максимальной скорости, которую нельзя было превышать, не было совсем. На пологом пикировании доходили до 630 — 650 км/ч без всяких проблем!
Большие запасы прочности обеспечивали американскому самолёту боевую живучесть. Он мог получить много повреждений и не развалиться. К этому надо добавить броневую защиту и протектирование бензобаков. Бронеспинка выдерживала попадание пуль японских пулемётов, но пробивалась снарядом 20-мм пушки. Протектирование баков значительно снижало пожароопасность. У лёгких японских истребителей ни брони, ни протектора в баках не имелось.
Что касается вооружения «Уайлдкэта», то по минутному залпу он выигрывал у А6М — 264 кг/мин против 113,2 кг/мин. Значит, каждую секунду его оружие «выплёвывало» вдвое больше свинца. По другому показателю, дульной мощности, учитывающей и начальную скорость пули, разница получалась ещё больше — 1776 л.с. против 480 л.с. Но у японца стояли 20-мм пушки, позволявшие вести огонь с больших дистанций. Однако их боезапас, как и скорострельность, были невелики. Американцы считали, что в воздушном бою 12,7-мм пулемёты эффективнее.
Японские конструкторы сделали свою машину предельно лёгкой. Даже при менее мощном двигателе вариант А6М2, с которым японцы начали войну, превосходил F4F по максимальной скорости, скороподъёмности и манёвренности. Усовершенствованный А6МЗ, на котором добавили примерно 200 «лошадей», стал ещё быстрее, да и к тому же добился выигрыша в практическом потолке. Поэтому тактика воздушного боя против японских истребителей являлась чисто оборонительной.
Но экономия веса была достигнута японцами за счёт малых запасов прочности и сознательного отказа от мер защиты. На А6М не имелось ни брони, ни протектирования баков. Боевая живучесть «Уайлдкэта» была куда выше.
Для борьбы с бомбардировщиками противника лётные данные F4F оказались вполне приемлемыми. В совокупности с мощным вооружением они дали возможность уничтожить большое количество вражеских самолётов. На каждый потерянный истребитель в среднем приходилось пять воздушных побед.
«Ахиллесовой пятой» F4F всегда являлось шасси. Здесь отмечали и слишком узкую колею (из-за которой самолёт раскачивался на разбеге), и недостаточную прочность, и устаревший механизм ручного привода уборки-выпуска. На «Хеллкэте» шасси имело совсем иную конструкцию и гидравлический привод.
Сравним «Уайлдкэт» с его современниками в Великобритании. Когда он попал на американские авианосцы, англичане летали на устаревших бипланах «Си Гладиатор» с неубирающимся шасси. Преемника им среди отечественных конструкций не было. Неудивительно, что британское Адмиралтейство пожелало заменить эти бипланы на импортные монопланы «Мартлет» («Уайлдкэт», производившийся на экспорт). Лишь позже английские конструкторы пошли на доработку для флота сухопутных истребителей «Харрикейн» и «Спитфайр», в результате чего возник сначала «Си Харрикейн», а затем «Сифайр». «Си Харрикейн» немного превосходил «Уайлдкэт» по скорости, но значительно уступал по потолку и, особенно, по дальности. «Сифайр» с меньшим весом и более мощным мотором обгонял F4F-4, но проигрывал по дальности. Но появились «сифайры», когда «Уайлдкэт» уже оттеснили на выполнение второстепенных задач.
|