Авиация Второй мировой

Home    English

F4F-4 "Wildcat"

Палубный истребитель

Grumman

F4F-4 Wildcat

Следующая модификация «Уайлдкэа» F4F-4 пошла в серию в ноябре 1941 года. Стремясь как можно лучше защитить самолет, В. Швендлер увеличил площадь бронеспинки, под сиденье летчика установил бронеподдон, защитил маслорадиаторы под крылом противопульной броней.

Все баки протектировались. Крыло стало складным, с карданным шарниром, запатентованным фирмой Грумман.

Вооружение из шести пулеметов имело только по 240 патронов на ствол. Однако эти "улучшения" привели к ухудшению маневренности, уменьшению скорости и увеличению инерционности. Кроме того увеличение мощности залпа привело к уменьшению боекомплекта.

Все это послужило причиной весьма невысокой оценки летчиков, пересевших на него с предыдущей модели.

В воздушных боях с японскими истребителями А6М проявились и положительные, и отрицательные качества «Уайлдкэта». Американская машина уступала противнику в дальности полёта, скорости и потолке, её радиус разворота был больше из-за большей нагрузки на крыло. Более лёгкий А6М быстрее набирал высоту, чем «американец». В пикировании обе машины разгонялись примерно одинаково, но японский истребитель, имевший меньшие запасы прочности, не мог позволить себе резкого выхода. У «Уайлдкэта» же нормативной максимальной скорости, которую нельзя было превышать, не было совсем. На пологом пикировании доходили до 630 — 650 км/ч без всяких проблем!

Большие запасы прочности обеспечивали американскому самолёту боевую живучесть. Он мог получить много повреждений и не развалиться. К этому надо добавить броневую защиту и протектирование бензобаков. Бронеспинка выдерживала попадание пуль японских пулемётов, но пробивалась снарядом 20-мм пушки. Протектирование баков значительно снижало пожароопасность. У лёгких японских истребителей ни брони, ни протектора в баках не имелось.

Что касается вооружения «Уайлдкэта», то по минутному залпу он выигрывал у А6М — 264 кг/мин против 113,2 кг/мин. Значит, каждую секунду его оружие «выплёвывало» вдвое больше свинца. По другому показателю, дульной мощности, учитывающей и начальную скорость пули, разница получалась ещё больше — 1776 л.с. против 480 л.с. Но у японца стояли 20-мм пушки, позволявшие вести огонь с больших дистанций. Однако их боезапас, как и скорострельность, были невелики. Американцы считали, что в воздушном бою 12,7-мм пулемёты эффективнее.

Японские конструкторы сделали свою машину предельно лёгкой. Даже при менее мощном двигателе вариант А6М2, с которым японцы начали войну, превосходил F4F по максимальной скорости, скороподъёмности и манёвренности. Усовершенствованный А6МЗ, на котором добавили примерно 200 «лошадей», стал ещё быстрее, да и к тому же добился выигрыша в практическом потолке. Поэтому тактика воздушного боя против японских истребителей являлась чисто оборонительной.

Но экономия веса была достигнута японцами за счёт малых запасов прочности и сознательного отказа от мер защиты. На А6М не имелось ни брони, ни протектирования баков. Боевая живучесть «Уайлдкэта» была куда выше.

Для борьбы с бомбардировщиками противника лётные данные F4F оказались вполне приемлемыми. В совокупности с мощным вооружением они дали возможность уничтожить большое количество вражеских самолётов. На каждый потерянный истребитель в среднем приходилось пять воздушных побед.

«Ахиллесовой пятой» F4F всегда являлось шасси. Здесь отмечали и слишком узкую колею (из-за которой самолёт раскачивался на разбеге), и недостаточную прочность, и устаревший механизм ручного привода уборки-выпуска. На «Хеллкэте» шасси имело совсем иную конструкцию и гидравлический привод.

Сравним «Уайлдкэт» с его современниками в Великобритании. Когда он попал на американские авианосцы, англичане летали на устаревших бипланах «Си Гладиатор» с неубирающимся шасси. Преемника им среди отечественных конструкций не было. Неудивительно, что британское Адмиралтейство пожелало заменить эти бипланы на импортные монопланы «Мартлет» («Уайлдкэт», производившийся на экспорт). Лишь позже английские конструкторы пошли на доработку для флота сухопутных истребителей «Харрикейн» и «Спитфайр», в результате чего возник сначала «Си Харрикейн», а затем «Сифайр». «Си Харрикейн» немного превосходил «Уайлдкэт» по скорости, но значительно уступал по потолку и, особенно, по дальности. «Сифайр» с меньшим весом и более мощным мотором обгонял F4F-4, но проигрывал по дальности. Но появились «сифайры», когда «Уайлдкэт» уже оттеснили на выполнение второстепенных задач.


Характеристики F4F-4
Экипаж 1 чел.
Размеры
Размах крыла, м 11,58
Площадь крыла, кв м 24.15
Длина самолета, м 8,76
Высота самолета, м 2,81
Силовая установка
Поршневой радиальный R-1830-36 Pratt & Whitney twin rol 1200 л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 2612
Максимальная взлетная 3607
Летные данные
Максимальная скорость на высоте 5915м, км/ч 512
Практический потолок, м 12010
Дальность полета, км 1239
Дальность полета, с подвесными баками км 2050
Вооружение
6 x 12,7-мм пулеметов в крыльях, бомб на внешней подвеске, кг 90
Фото Описание
Схемы F4F-3/4
Схема F4F-4
F4F № 41-F-8 в полете
Фото Описание
Схема F4F-4 Схема F4F-4 «Уайлдкэт»
F4F-4 Приборная панель F4F-4 Приборная панель
F4F-4, авианосец Рейнджер, ноябрь 1942 Проверка вооружения на F4F-4, авианосец «Рейнджер», ноябрь 1942 г.
F4F-4 авиации морской пехоты F4F-4 авиации морской пехоты на аэродроме Гендерсон-филд (Гуадаканал)
F4F-4 эскадрильи VF-6, авианосец «Энтерпрайз», апрель 1942 Проверка пулеметов на F4F-4 эскадрильи VF-6, авианосец «Энтерпрайз», апрель 1942 г.
F4F-4-3, восстановленный до лётного состояния F4F-4-3, восстановленный до лётного состояния.

Модификации самолета F4F "Wildcat"

  • XF4F-1: проект биплана G-16 (не строился)
  • XF4F-2: прототип моноплана G-1В, первый полет 02.09.1937 года, построен 1 экземпляр
  • XF4F-3: прототип моноплана G-36, с двигателем XR-1830-76, первый полет 02.02.1939 года
  • XF4F-3: первый серийный вариант с двигателем XR-1830-76, первый полет 02.1940 года, построено 285 машин
  • F4F-3А: серийный вариант с двигателем XR-1830-90, построено 95 машин
  • F4F-3Р: переделка в фоторазведчик, построено несколько машин
  • F4F-4: прототип улучшенной модели с двигателем XR-1830-86 и складывающимся крылом, первый полет 14.04.1941 года
  • F4F-4: основной серийный вариант со складывающимся крылом, построено 1169 машин
  • F4F-4А: обозначение поставляемого по "ленд-лизу" "Марлет" Mk III с нескладывающимся крылом
  • F4F-4В: обозначение поставляемого по "ленд-лизу" "Марлет" Mk IV с нескладывающимся крылом
  • F4F-4Р: несколько экземпляров, переоборудованных в разведчик
  • XF4F-5: обозначение двух прототипов G-36A, с двигателем "Райт" R-1820-40, первый полет в июне 1940 года
  • XF4F-6: один прототип серийного F4F-3А
  • F4F-7: разведчик с фотокамерами и увеличенным запасам топлива, фирменное обозначение G-52, первый полет 30.12.1941 года, построено 21 машина
  • F4F-8: два экспериментальных прототипа сновыми закрылками и капотами, первый полет 8.11.1942 года
  • FM-1 (F4F-4): выпускаемые "Дженерал моторс", первый полет 31.08.1942 года, 1151 машина
  • FM-2 (F4F-8): серийный вариант, выпускаемый "Дженерал моторс", 4777 машин
  • Марлет Mk I: британское обозначение G-36, заказанных Францией, первый полет 11.05.1940 года, 181 машина
  • Марлет Mk II: британское обозначение G-36В, со складывающимся крылом, первый полет октябрь 1940 года, 100 машина
  • Марлет Mk III: британское обозначение F4F-4A, с нескладывающимся крылом, 30 машин
  • Марлет Mk IV: британское обозначение F4F-4B, 220 машин
  • Марлет Mk V: британское обозначение поставляемых по "ленд-лизу" FM-1, 312 машин
  • Марлет Mk VI: британское обозначение поставленных FM-2, 370 машин

Подробно

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Палубные истребители Второй мировой войны" /Иван Кудишин/
  • "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/
  • CD энциклопедия "Военная авиация " /Media 2000/
  • "Палубный истребитель Грумман F4F «Уайлдкэт»" /В.Р. Котельников/
F4F in formation