F4F-3 "Wildcat"
Палубный истребитель
Grumman
Самолет F4F "Wildcat - Дикий кот" (до конца Второй мировой построено 7815 этих самолетов, причем большинство восточным отделением корпорации "Дженерал Моторс") являлся основным истребителем Военно-морского флота и Корпуса морской пехоты США.
Опытный образец G-36, поднявшийся в воздух в марте 1939 года под обозначением XF4F-3,имел более мощный двигатель Twin Wasp XR-1830-76 с двухступенчатым нагнетателем, увеличенную площадь крыла, измененное хвостовое оперение, что позволило самолету XF4F-3 хорошо слушаться рулей и иметь хорошую маневренность.
Его максимальная скорость на высоте 6490 м равнялась 539 км/час. 8 августа 1939 года флот США заказал 78 серийных самолетов F4F-3.
Компания Грумман предложила новый проект самолета G-36A на экспорт и получила контракты на 81 и 30 самолетов от правительств Франции и Греции, но к этому времени Франция уже была разгромлена. Эту партию решила закупить Великобритания, увеличив заказ до 90 машин.
Первый из этих самолетов был поставлен в июле 1940г. (первые пять самолетов были отправлены в Канаду) и получил обозначение Martlet Mk I (стриж).
Фирма работала над улучшением самолета и вторая сотня "Уайлдкэтов" уже имела бронестекло и коллиматорный прицел. Однако вследствие замены мотора R-1830-76 cдвухступенчатым нагнетателем (переадресован на B-17) на R-1830-90 c одноступенчатым нагнетателем снизилась скорость до 498км/час и резко ухудшилась высотность.
Компания Грумман заключила сделку с компанией Дженерал Моторс на продолжение серийного выпуска самолетов F4F-3 Уайлдкэт под обозначением FM-1 в восточным отделением корпорации "Дженерал Моторс" (Eastern Aircraft Division компании General Motors).
Первый самолет FM-1 поднялся в воздух 31 августа 1942г. Серийный выпуск составил 1151 самолет, 312 из которых были отправлены в Великобританию под обозначением Мартлет Mk V (позднее Уайлдкэт Mk V). В то же время компания Дженерал Моторс работала над усовершенствованным вариантом, обозначенным FM-2, который был серийным вариантом двух опытных самолетов Грумман XF4F-8. Его главными отличиями были установка звездообразного поршневого двигателя Райт R-1820-56 Циклон 9 мощностью 1350 л.с., что повлекло за собой увеличение площади киля для сохранения хорошей путевой устойчивости при более мощном двигателе, а также снижение до минимума массы конструкции планера. Компанией Дженерал Моторс было построено 4777 самолетов FM-2, 370 из которых отправлено в Великобританию. Там они состояли на вооружении военно-морской авиации и имели обозначение Уайлдкэт Mk VI.
|
F4F-3 |
F4F-4 |
F6F-5 |
«Си Харрикейн» |
«Сифайр» |
A6M2 |
A6M3 |
Размах крыла, м. |
11,59 |
11,58 |
13,06 |
12,2 |
9,3 |
12,0 |
11,0 |
Длина, м |
8,53 |
8,74 |
10,24 |
9,82 |
9,21 |
9,06 |
9,06 |
Мощность мотора, л.с. |
1050 |
1200 |
1200 |
1280 |
1470 |
950 |
1130 |
Максимальный взлетный вес, кг |
|
3620 |
7000 |
3500 |
3465 |
2796 |
- |
Максимальная скорость, км/час |
466 |
510 |
616 |
530 |
560 |
533 |
543 |
Практический потолок, м |
- |
10 600 |
11 350 |
9500 |
7300 |
10 000 |
11 050 |
Дальность, км, без подв. баков |
- |
1750 |
2150 |
740 |
1170 |
1866 |
- |
Вооружение, кол-во Х кал., мм |
2х12,7 |
6х12,7 |
6х12,7 |
4х20 |
4х20 |
2х20 2х7,69 |
2х20 2х7,69 |
 |
F4F-3 на авиабазе «Анакостия»
|
 |
F4F-3 из эскадрильи VF-3 в ангаре авианосца «Энтерпрайз». Крылья истребителя отстыкованы.
|
 |
F4F-3 из эскадрильи VF-3 в лифте авианосца «Саратога», весна 1941 г.
|
 |
Истребители F4F-3A в полете
|
 |
F4F-3A из эскадрильи VF-8 на маневрах у побережья Южная Каролина, август 1941 г.
|
Модификации самолета F4F "Wildcat
- XF4F-1: проект биплана G-16 (не строился)
- XF4F-2: прототип моноплана G-1В, первый полет 02.09.1937 года, построен 1 экземпляр
- XF4F-3: прототип моноплана G-36, с двигателем XR-1830-76, первый полет 02.02.1939 года
- XF4F-3: первый серийный вариант с двигателем XR-1830-76, первый полет 02.1940 года, построено 285 машин
- F4F-3А: серийный вариант с двигателем XR-1830-90, построено 95 машин
- F4F-3Р: переделка в фоторазведчик, построено несколько машин
- F4F-4: прототип улучшенной модели с двигателем XR-1830-86 и складывающимся крылом, первый полет 14.04.1941 года
- F4F-4: основной серийный вариант со складывающимся крылом, построено 1169 машин
- F4F-4А: обозначение поставляемого по "ленд-лизу" "Марлет" Mk III с нескладывающимся крылом
- F4F-4В: обозначение поставляемого по "ленд-лизу" "Марлет" Mk IV с нескладывающимся крылом
- F4F-4Р: несколько экземпляров, переоборудованных в разведчик
- XF4F-5: обозначение двух прототипов G-36A, с двигателем "Райт" R-1820-40, первый полет в июне 1940 года
- XF4F-6: один прототип серийного F4F-3А
- F4F-7: разведчик с фотокамерами и увеличенным запасам топлива, фирменное обозначение G-52, первый полет 30.12.1941 года, построено 21 машина
- F4F-8: два экспериментальных прототипа сновыми закрылками и капотами, первый полет 8.11.1942 года
- FM-1 (F4F-4): выпускаемые "Дженерал моторс", первый полет 31.08.1942 года, 1151 машина
- FM-2 (F4F-8): серийный вариант, выпускаемый "Дженерал моторс", 4777 машин
- Марлет Mk I: британское обозначение G-36, заказанных Францией, первый полет 11.05.1940 года, 181 машина
- Марлет Mk II: британское обозначение G-36В, со складывающимся крылом, первый полет октябрь 1940 года, 100 машина
- Марлет Mk III: британское обозначение F4F-4A, с нескладывающимся крылом, 30 машин
- Марлет Mk IV: британское обозначение F4F-4B, 220 машин
- Марлет Mk V: британское обозначение поставленных по "ленд-лизу" FM-1, 312 машин
- Марлет Mk VI: британское обозначение поставленных FM-2, 370 машин
Подробно
Источники
- "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
- "Палубные истребители Второй мировой войны" /Иван Кудишин/
- "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/
- CD энциклопедия "Военная авиация " /Media 2000/
- "Палубный истребитель Грумман F4F «Уайлдкэт»" /В.Р. Котельников/
|