Авиация Второй мировой

Home    English

H.75M "Hawk"

Истребитель

Curtiss

Curtiss Hawk-75М из состава гоминьдановских ВВС Китая, а/д Чуньцин, лето 1941

Н.75М из состава гоминьдановских ВВС Китая, а/д Чуньцин, лето 1941 г. © Михаил Быков

Стремясь расширить круг зарубежных заказчиков за счет экономически слаборазвитых стран, фирма «Кертисс» разработала упрощенную модификацию «Хока», известную под названием «Хок» 75Н. Два таких истребителя были построены для демонстрационных полетов и отличались неубирающимся шасси с обтекателями, причем колеса зачастую оставались открытыми, что облегчало их ремонт и замену. Кроме того, на самолет установили более дешевый двигатель GR-1820-G3 мощностью 875 л. с. Летные данные «Хока», естественно, снизились, но зато вооружение было выполнено по образцу Р-36С. Один «Хок» 75Н купили представители китайской делегации, и затем жена Чан Кайши подарила его генералу Клеру Шенно, прибывшему в Китай для реорганизации военной авиации этого государства. Вслед за этим китайцы, ведущие кровопролитные бои с японскими захватчиками, приобрели еще 112 серийных «Хоков» 75М подобной конструкции, но с четырьмя 7,62-мм пулеметами и подвесками для бомб общим весом до 136 кг. В середине 1938 года в Китай поступили первые 30 истребителей, вскоре принявшие участие в воздушных сражениях. Роль «Хоков» 75М в войне с Японией оказалась крайне незначительной. В условиях господства противника в небе они понесли большие потери, причем не столько от воздействия японской авиации, сколько по вине плохо обученного летного состава.

Следующим вариантом упрощенного «Хока» стал «Хок» 75N, построенный в количестве 25 машин для Таиланда. По сравнению с китайской модификацией он обладал более мощным вооружением, состоящим из двух синхронных крупнокалиберных пулеметов и двух пушек «Мадсен» датского производства в подкрыльевых гондолах. В Таиланд были отправлены только 12 «Хоков» 75N, так как правительство США наложило эмбарго на поставку вооружений в эту страну, опасаясь ее сотрудничества с Японией.


Характеристики самолетов «Hawk-75»
P-36A H.75M H.75A-3
Экипаж 1
Размеры
Длина, м 8.69 8.72 8.69
Размах крыла, м 11.38
Площадь крыла, м² 21.92
Масса
Пустого 2072 1805 2096
Максимальная взлетная 2480 2348 2726
Летные данные
Максимальная скорость км/ч 483 450 500
на высоте, м 3000 3000 3000
Начальная скороподъемность, м/с 17.2 11.9 15.5
Практический потолок, м 10060 9700 10000
Максимальная дальность, км 1325 880 1320
Drawing Curtiss Hawk H.75M

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "50 лучших истребителей Второй мировой войны" /Геннадий Корнюхин/
Netherlands and East Indies pilots_with Hawks 1941