![]() |
![]() |
P-40 A, B, C"Tomahawk"ИстребительCurtiss
Curtiss Hawk-81 (P-40С) из американской добровольческой группы "Летающие Тигры" в составе ВВС Китая, весна 1942 г.
Двигатель R-1830, надежный и мощный для самолетов 30-х годов, к началу следующего десятилетия успел устареть, поэтому для нового самолета на базе «Модели 75» был выбран V-образный двигатель V-1710. Установка этого двигателя на переработанный вариант Р-36А привела к появлению самолета «Модель 81», который впервые поднялся в воздух в октябре 1940 года под обозначением ХР-40. Первой серийной модификацией новой машины стал истребитель Р-40. Первые серийные истребители Р-40 оснащались двигателем Аллисон V-1710-33 мощностью 1055 л.с. Двигатель 12 цилиндровый V-образный рядный жидкостного охлаждения Allison V-1710-33(с15) объемом 1710 кубических дюймов (28022 см 3) производства Allison Division of General Motors. Вместо турбокомпрессора мотор был оборудован обычным приводным односкоростным одноступенчатым центробежным нагнетателем и поэтому имел сравнительно небольшую высотность (3650 м). Это отвечало взглядам американских военных специалистов, предполагавших использовать самолет в основном для обороны побережья США и штурмовки наземных целей. А для выполнения заданий такого рода излишняя высотность истребителю была ни к чему. Стартовая мощность двигателя 1040 л.с./777 кВт при 2800 об./мин. Рабочая мощность на высоте 4600 м 960 л.с./716 кВт при 2600 об./мин. Боевая мощность на той же высоте 1090 л.с./813 кВт при 3000 об./мин. Двигатель оснащался трехлопастным винтом с изменяемым шагом Curtiss Electric диаметром 3,36 м. Вооружение На Р-40 два пулемета Colt Browning М2 калибра 12,7 мм, установленных под капотом над блоком цилиндров (боекомплект 235 выстрелов на ствол) и два пулемета Colt Browning калибра 7,62 мм в крыльях. На Р-40А, Р-40В и Р-40С два пулемета Colt Browning M2 калибра 12,7 мм, установленных под капотом над блоком цилиндров (боекомплект 235 выстрелов на ствол) и четыре пулемета Colt Browning калибра 7,62 мм в крыльях (по 500 выстрелов на ствол для внутренних пулеметов и 480 выстрелов на ствол для внешних пулеметов). Под фюзеляжем можно было подвесить 500-фунтовую (227 кг) бомбу. Под крыльями предусматривалась возможность подвески двух 100-фунтовых (45 кг) бомб или шести 10-кг бомб (М-42 или Т-7) или шести 13,6-кг бомб (М-5). Бронезащита машины отсутствовала, топливные баки не протектировались. До конца 1940 года было построено 199 таких самолетов для Воздушного корпуса США. После капитуляции Франции все 142 изготовленных для Франции истребителя передали Великобритании, где им присвоили новое обозначение - «Томахаук» Mk I. В январе 1941 года заводы перешли на выпуск Р-40В, на котором установили лобовое бронестекло фонаря кабины, бронеспинку кресла пилота, протектированные бензобаки и два дополнительных крыльевых пулемета калибра 7,62 мм. Вес самолета возрос на 200 кг, но его летные качества ухудшились незначительно. Этой модификацией заинтересовалось и британское правительство, разместившее в Америке заказ на 110 истребителей, обозначенных «Томахаук» Mk II и Mk IIА (их отличие заключалось только в радиостанции американского или британского образца). По требованию заказчика американские крыльевые пулеметы заменили на английские калибра 7,69 мм. Р-40С, выпускавшийся с марта 1941 года, имел немного измененную топливную систему, благодаря чему под фюзеляжем самолета можно было подвесить дополнительный топливный бак емкостью 197 л. Под крылом появились держатели для бомб общим весом до 227 кг. Вновь увеличившийся взлетный вес привел к снижению максимальной скорости истребителя до 555 км/ч. Всего подразделениям ВВС США были поставлены 193 Р-40С, и 328 самолетов этого типа под обозначением «Томахаук» Mk IIB предназначались для RAF (49 из них позднее передали СССР. Еще 100 «Tomahawk» Mk. IIB (иногда их обозначали как Н-81А-3) передали Китаю. Там их использовали в составе American Volunteer Group (AVG) возглавляемой генералом Клером Ли Шенно. Неофициально группа называлась «Летающие Тигры»). Хотя импортные машины имели небольшую боевую ценность, Англия находилась в таких условиях, когда выбирать не приходилось. Однако вскоре после того, как «Битва за Англию» закончилась, появилась возможность заменить американские самолеты английскими. Выпуск истребителей «Hurricane» и «Spitfire» нарастал и полностью удовлетворял потребность армии в самолетах. Потрепанные «Томагавки» передали СССР, Турции и Египту. Всего Советский Союз получил 146 машин от Англии и 49 непосредственно от США. На рисунке вверху Р-40С, входивший в состав AVG в Китае, 1941 год.
ПодробноИсточники
|
Белл
Боинг
Брюстер
Консолидейтед
Кертисс
Дуглас
Дженерал Моторс
Грумман
Локхид Мартин
Норт Америкэн
Нортроп
Репаблик
Воут
Бои
Люди
Фото
|
©AirPages
|
![]() |