Авиация Второй мировой

Home    English

P-47 "Thunderbolt"

Истребитель-бомбардировщик

Republic

P-47 Thunderbolt

Cамый известный самолет компании Republic P-47 Thunderbolt, спроектированный Александром Картвели, сыграл важную роль во Второй мировой войне и явился продолжением семейства машин, которое началось с аппарата Р-35 Александра Северского. В своем проекте он исходил из использования поршневого двигателя с турбокомпрессором Pratt & Whitney R-2800 Double Wasp и получил заказ на опытный образец ХР-47В на основе этого проекта.

P-47 представляет собой одноместный цельнометаллический низкоплан с убираемым шасси. Фюзеляж полумонококовой конструкции. Силовой набор состоит из лонжеронов и шпангоутов, изготовленных из алюминиевого сплава. Передняя часть фюзеляжа, включая кабину, собирается из двух секций, верхней и нижней. Секции крепятся между собой болтовыми соединениями. Задняя часть фюзеляжа соединяется с передней также на болтах. Противопожарная перегородка изготовлена из жаропрочной стали. Капот двигателя - типа NACA - разделен на четыре съемные панели. Воздушный поток, охлаждающий двигатель, регулируется отклоняемыми створками с гидравлическими приводами. Между двигателем и кабиной летчика находится потектированный основной топливный бак, еще один бак расположен под полом кабины летчика. Перед приборной доской крепится бронеплита, защищающая летчика от обстрела с передней полусферы.

В условиях господства союзников в воздухе «Тандерболты» оказались довольно удачными истребителями-бомбардировщиками, способными действовать глубоко в тылу противника. Они обладали хорошей живучестью, несли солидный запас бомбовой нагрузки (до 1135 кг), а силы огня восьми крупнокалиберных пулеметов вполне хватало для уничтожения вражеских автомобилей, паровозов и легкой бронетехники. На P-47D-22-RE, оборудованном двигателем R-2800-59 с новой системой зажигания, впервые смонтировали под крылом трубчатые направляющие для запуска реактивных снарядов М-10 «Базука». Последние пробивали также и танковую броню. Скороподъемность «Тандерболта» удалось немного повысить за счет использования более эффективного воздушного винта «Гамильтон Стандарт», устанавливавшегося с модификации P-47D-22-RE. Начиная с P-47D-25 истребители стали выпускаться с каплевидным фонарем кабины, обеспечившим круговой обзор пилоту. Одновременно возросло количество топлива во внутренних баках. На самолете P-47D-40 впервые появился небольшой форкиль, устранивший проблему флаттера хвостового оперения на больших скоростях пикирования. В конце 1944 года завод в Фарминг-дейле построил 130 «Тандерболтов» варианта Р-47М, разработанного специально для борьбы с немецкими летающими бомбами «Фау-1». Эти самолеты имели двигатель R-2800-57 мощностью 2800 л.с. и могли на высоте 9760 м развивать скорость 761 км/ч. С января 1945 года скоростные Р-47М поставлялись в 56-ю авиагруппу, ведущую боевые действия над Европой.

Применение P-47D на Тихом океане потребовало очередного повышения дальности истребителя, и в середине 1944 года фирма «Рипаблик» разработала его новый вариант, обозначенный P-47N. Предназначенный для сопровождения бомбардировщиков В-29 и штурмовки наземных целей, этот самолет имел двигатель R-2800-57 и совершенно новое крыло с увеличенным размахом и «обрезанными» законцовками. Таким образом, появилась возможность разместить в крыле внутренние топливные баки общей емкостью 700 л. В перегрузочном варианте под P-47N можно было подвесить еще два бака емкостью по 1136 л под плоскостями крыла и один бак емкостью 416 л под фюзеляжем. С таким запасом топлива истребитель мог покрыть расстояние 3780 км, находясь при этом в воздухе почти 10 часов. В качестве штурмовика P-47N обычно поднимал в воздух две бомбы весом по 454 кг и 10 127-мм реактивных снарядов. Первую партию тяжелых истребителей изготовили в начале 1945 года, однако поставили ее не на Тихий океан, а в Великобританию, в состав 56-й ИАГ. Принять участие в войне с Германией самолеты уже не успели и вскоре были разобраны и отправлены обратно. На Тихоокеанском театре военных действий первой получила P-47N в апреле 1945 года 318-я ИАГ. Базируясь на острове Сайпан, она прикрывала четырехмоторные В-29 в налетах на различные цели в Японии и Китае. Кроме американских и английских летчиков, на «Тандерболтах» летали пилоты и других стран. Около 200 P-47D было поставлено в СССР (в боевых частях первой линии они применения не нашли из-за недостаточной маневренности), 88 Р-47 - в Бразилию. На истребителях этого типа сражались также четыре французские авиагруппы, а после войны «Тандерболты» состояли на вооружении таких стран, как Боливия, Эквадор, Гондурас, Мексика, Венесуэла, Перу и др.

Финальный баланс действий истребителей Р-47 «Тандерболт» в годы Второй мировой войны впечатляет: Уничтожено в 546 000 боевых вылетах более 7000 самолетов противника, 9000 локомотивов и 6000 транспортных средств. Летчики только одной, 56-й истребительной авиагруппы, одержали 1006 побед в воздушных боях, потеряв 128 самолетов. Помимо США, истребители Р-47 «Тандерболт» состояли на вооружении в Великобритании, Советском Союзе, Франции, Италии, Китае, Бразилии, Боливии, Доминиканской республике, Эквадоре, Гватемале, Чили, Мексике, Перу, Иране, Турции, Югославии и на Кубе.


Характеристики самолетов «Thunderbolt»
P-47C-5-RE P-47D-10-RE P-47M P-47N
Геометрия
Длина самолета, м 11.03 11.03 11.07 12.0
Размах крыла, м 12.43 12.43 12.43 13.06
Площадь крыла, м² 27.87 27.87 27.87 29.91
Массы
Масса, кг пустого 4490 4530 4728 4990
взлетная 6770 8800 6930 9390
Лётные данные
Скорость, км/ч max 690 689 781 752
на высоте, м 9150 9150 9750 9906
Практический потолок, м 12800 12800 12500 13000
Дальность, км 1030 1630 850 2400
Фото Описание
Схема P-47 D-22
Схема P-47N-15
Истребитель Р-47С «Тандерболт» на аэродроме Гоксхилл в Великобритании.

Подробно

Источники

  • "Война в воздухе" /№ 46/
  • "50 лучших истребителей Второй мировой войны" /Геннадий Корнюхин/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • CD энциклопедия. "Военная авиация" /Media 2000/
P-47D 412 42-75460 Princess Pat of the 73rd FS 318th FG Saipan