P-47 "Thunderbolt"
Истребитель-бомбардировщик
Republic
Cамый известный самолет компании Republic P-47 Thunderbolt, спроектированный Александром Картвели, сыграл важную роль во Второй мировой войне и явился продолжением семейства машин, которое началось с аппарата Р-35 Александра Северского.
В своем проекте он исходил из использования поршневого двигателя с турбокомпрессором Pratt & Whitney R-2800 Double Wasp и получил заказ на опытный образец ХР-47В на основе этого проекта.
P-47 представляет собой одноместный цельнометаллический низкоплан с убираемым шасси.
Фюзеляж полумонококовой конструкции. Силовой набор состоит из лонжеронов и шпангоутов, изготовленных из алюминиевого сплава. Передняя часть фюзеляжа, включая кабину, собирается из двух секций, верхней и нижней. Секции крепятся между собой болтовыми соединениями. Задняя часть фюзеляжа соединяется с передней также на болтах. Противопожарная перегородка изготовлена из жаропрочной стали. Капот двигателя - типа NACA - разделен на четыре съемные панели.
Воздушный поток, охлаждающий двигатель, регулируется отклоняемыми створками с гидравлическими приводами. Между двигателем и кабиной летчика находится потектированный основной топливный бак, еще один бак расположен под полом кабины летчика. Перед приборной доской крепится бронеплита, защищающая летчика от обстрела с передней полусферы.
В условиях господства союзников в воздухе «Тандерболты» оказались довольно удачными истребителями-бомбардировщиками, способными действовать глубоко в тылу противника. Они обладали хорошей живучестью, несли солидный запас бомбовой нагрузки (до 1135 кг), а силы огня восьми крупнокалиберных пулеметов вполне хватало для уничтожения вражеских автомобилей, паровозов и легкой бронетехники. На P-47D-22-RE, оборудованном двигателем R-2800-59 с новой системой зажигания, впервые смонтировали под крылом трубчатые направляющие для запуска реактивных снарядов М-10 «Базука».
Последние пробивали также и танковую броню.
Скороподъемность «Тандерболта» удалось немного повысить за счет использования более эффективного воздушного винта «Гамильтон Стандарт», устанавливавшегося с модификации P-47D-22-RE. Начиная с P-47D-25 истребители стали выпускаться с каплевидным фонарем кабины, обеспечившим круговой обзор пилоту. Одновременно возросло количество топлива во внутренних баках. На самолете P-47D-40 впервые появился небольшой форкиль, устранивший проблему флаттера хвостового оперения на больших скоростях пикирования.
В конце 1944 года завод в Фарминг-дейле построил 130 «Тандерболтов» варианта Р-47М, разработанного специально для борьбы с немецкими летающими бомбами «Фау-1». Эти самолеты имели двигатель R-2800-57 мощностью 2800 л.с. и могли на высоте 9760 м развивать скорость 761 км/ч. С января 1945 года скоростные Р-47М поставлялись в 56-ю авиагруппу, ведущую боевые действия над Европой.
Применение P-47D на Тихом океане потребовало очередного повышения дальности истребителя, и в середине 1944 года фирма «Рипаблик» разработала его новый вариант, обозначенный P-47N. Предназначенный для сопровождения бомбардировщиков В-29 и штурмовки наземных целей, этот самолет имел двигатель R-2800-57 и совершенно новое крыло с увеличенным размахом и «обрезанными» законцовками. Таким образом, появилась возможность разместить в крыле внутренние топливные баки общей емкостью 700 л.
В перегрузочном варианте под P-47N можно было подвесить еще два бака емкостью по 1136 л под плоскостями крыла и один бак емкостью 416 л под фюзеляжем. С таким запасом топлива истребитель мог покрыть расстояние 3780 км, находясь при этом в воздухе почти 10 часов. В качестве штурмовика P-47N обычно поднимал в воздух две бомбы весом по 454 кг и 10 127-мм реактивных снарядов. Первую партию тяжелых истребителей изготовили в начале 1945 года, однако поставили ее не на Тихий океан, а в Великобританию, в состав 56-й ИАГ.
Принять участие в войне с Германией самолеты уже не успели и вскоре были разобраны и отправлены обратно. На Тихоокеанском театре военных действий первой получила P-47N в апреле 1945 года 318-я ИАГ. Базируясь на острове Сайпан, она прикрывала четырехмоторные В-29 в налетах на различные цели в Японии и Китае.
Кроме американских и английских летчиков, на «Тандерболтах» летали пилоты и других стран. Около 200 P-47D было поставлено в СССР (в боевых частях первой линии они применения не нашли из-за недостаточной маневренности), 88 Р-47 - в Бразилию.
На истребителях этого типа сражались также четыре французские авиагруппы, а после войны «Тандерболты» состояли на вооружении таких стран, как Боливия, Эквадор, Гондурас, Мексика, Венесуэла, Перу и др.
Финальный баланс действий истребителей Р-47 «Тандерболт» в годы Второй мировой войны впечатляет:
Уничтожено в 546 000 боевых вылетах более 7000 самолетов противника, 9000 локомотивов и 6000 транспортных средств. Летчики только одной, 56-й истребительной авиагруппы, одержали 1006 побед в воздушных боях, потеряв 128 самолетов.
Помимо США, истребители Р-47 «Тандерболт» состояли на вооружении в Великобритании, Советском Союзе, Франции, Италии, Китае, Бразилии, Боливии, Доминиканской республике, Эквадоре, Гватемале, Чили, Мексике, Перу, Иране, Турции, Югославии и на Кубе.
|