P-51D "Mustang"
Истребитель
North American
© Михаил Быков
Р-51D 1-го лейтенанта Э.Дрю из состава 375-й истр.эскадрильи 361-й истр.группы ВВС США, октябрь 1944 г.
Р-51D Мustang фирмы North American был наиболее красивым и сильным истребителем союзников во Второй мировой. Рост скорости базовой конструкции с 615 км/ч у пpототипа, до 783 км/ч на последней модели P-51H, без каких-либо радикальных перемен в силуэте или конструкции.
Наиболее широко используемым вариантом стал P-51D. Hепосредственным предшественником P-51D был P-51C. Модель "C" была превосходным самолетом, но имела неудовлетворительный обзор задней полусферы.
P-51D имел прозрачный каплевидный фонарь, дававшим 360-градусный обзор по аналогии с самолетом Typhoon компании "Hawker".
Первый полностью оснащенный P-51D появился во второй половине 1944.
Стандартным двигателем P-51D был 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Rolls-Royce (постройки "Packard") Merlin V-1650-3 или V-1650-7 развивавший 1400 л.с. на взлете.
Hа первых Мустангах устанавливались низковысотные двигатели Allison,но когда были осознаны его возможности как высотного истpебителя, решили установить двигатель Merlin.
Двигатели серии Merlin 61 устанавливались с дополнительным передним радиатором вдобавок к обычному с воздухозаборником под фюзеляжем.
Комбинация Mustang/Rolls-Royce оказалась настолько удачной, что стала стандартной для всех вариантов Мустанга.
Для увеличения выпуска двигателей, американская фирма "Packard Car Company" начала выпускать Merlin по лицензии.
Merlin устанавливался с карбюратором инжекционного типа и двухступенчатым турбокомпрессором.
Merlin вращал четырехлопастный автоматический винт постоянной скорости.
Маслорадиатор и жидкостной радиатор охлаждения были установлены в сильно выдвинутом подфюзеляжном обтекателе с воздухозаборником.
Единственной слабостью двигателя Merlin было то, что он мог выйти из строя из-за единственной пули или осколка, что в принципе присуще всем pядным двигателям жидкостного охлаждения, но не умаляло достоинств Мустанга в целом.
Стоимость P-51D Mustang с двигателем Packard Merlin составляла 50985$, что весьма немного для такого эффективного и элегантного самолета.
Всего было построено 15386 Мустаногов различных модификаций.
Несколько Мустангов поддерживается в состоянии летной годности и сегодня.
Экипаж |
1 чел. |
Размеры. |
Размах крыла, м |
11.28 |
Длина самолета, м |
9.86 |
Высота самолета, м |
4.17 |
Двигатель. |
12-ти цилиндровый Rolls-Royce (Packard) Merlin V-1650-3 (-7) |
1400 л.с. |
Массы и нагрузки, кг: |
Пустого самолета, кг |
3232 |
Максимальная взлетная, кг |
5262 |
Летные данные. |
Максимальная скорость у земли, км/час |
703 |
Максимальная скорость на высоте, км/час |
635 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
1060 |
Практический потолок, м |
12770 |
Практическая дальность, км |
3700 |
Боевая дальность, км |
1528 |
Вооружение |
6x12,7мм пулеметов в крыле, 2 бомбы на внешней подвеске, по кг |
454 |
Подробно
«Мустанг» в СССР
Самолеты более поздних модификаций В, С, D с высотными английскими моторами «Мерлин», выпускавшимися в США по лицензии фирмой «Паккард», в СССР официально не поступали. Однако отдельные экземпляры P-51D у нас имелись.
«Мустанги» ВВС армии США довольно широко применялись в ходе «челночных» операций, сопровождая бомбардировщики на базы на Украине и обратно. Впервые они появились у нас 2 июня 1944 года, когда в Пирятине сели 64 Р-51D из 325-й истребительной группы, а последний раз приземлялись 18 сентября—тогда их было 62. Всего в «челночных» операциях приняли участие 395 «Мустангов» ВВС армии США. При этом поврежденные по пути машины иногда совершали вынужденные посадки на нашей территории.
В конце войны такие самолеты находили и в странах Восточной Европы—Польше, Венгрии, Чехословакии, Румынии. К маю 1945 года там было выявлено 14 Р-51 разных модификаций.
Впоследствии несколько Р-51D восстановили и перегнали на аэродром ЛИИ в Кратово. Полных летных испытаний не проводили, но общее впечатление о машине получили. Отметили простоту пилотирования. На малых и средних высотах P-51D по прежнему уступал отечественным истребителям по динамике — сказывался существенно больший вес. Он проигрывал в скороподъемности и характеристиках горизонтального маневра, хотя быстро разгонялся и устойчиво вел себя на пикировании. Зато на высотах больше 5000 м наши истребители уже не могли с ним сравниться, превосходил он и немецкий Bf 109K.
В целом в период перехода к реактивным истребителям P-51D большого интереса уже не представлял, хотя отдельные элементы его конструкции и оборудование внимательно изучались нашими специалистами.
Источники
- "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
- CD энциклопедия. "Военная авиация" /Media 2000/
- "«Американцы» в России" /Котельников В.Р. и др./
|