Авиация Второй мировой

Home    English

XP-80 "Shooting Star"

Многоцелевой истребитель

Lockheed

XP-80 Shooting Star

В рамках соглашений по ленд-лизу англичане поставили чертежи своих турбореактивных двигателей для производства в США по лицензии на Дженерал-электрик. Выбор авиастроительной фирмы оказался на удивление прост - выбрали самую близко расположенную к Дженерал-электрик - Белл эйркрафт корпорейшн, так как обе располагались в Нью-Йорке. Уже 19 октября 1942 г. в воздух поднялся первый американский турбореактивный самолет Белл ХР-59А "Эйракомет", оснащенный парой двигателей Дженерал-Электрик 1-А. Хотя ХР-59А и позволил американцам приобрести необходимый опыт работ по турбореактивным самолетам, это была скорее экспериментальная машина, нежели настоящий боевой самолет. Учебные бои серийных Р-59 с поршневыми истебителями американских армейских ВВС Р-38 и Р-47 разочаровали - единственное, в чем имел преимущество реактивный истребитель был ... радиус виража. В результате армейская авиация США была вынуждена заказать разработку нового, более эффективного реактивного истребителя.

XP-80

Впервые ХР-80 новый истребитель поднялся в воздух 8 января 1944 г., в течение которого ХР-80 показал высокие летные характеристики, - "бочка" выполнялась за секунду! Летчик-испытатель доложил: "Это было новое чувство полета!". Скорость полета доходила до 750 км/ч. Однако последующие полеты показали плохие штопорные характеристики и высокую скорость срыва самолета - после выпуска закрылков самолет мог без предупреждения свалиться вправо. Кроме того, были велики нагрузки на ручке управления, неудовлетворительно работала топливная система, а двигатель отличался низкой надежностью, да и его мощности явно не хватало.

После проведенных доработок ХР-80 был передан 412-й истребительной группе для войсковых испытаний - 12 февраля, несмотря на ограничение двигателя по тяге 75% мощности, ХР-80 стал первым американским самолетом, превысившим рубеж скорости 800 км/ч. К 29 марта самолет имел уже до 20 часов налета. В апреле провели стрелковые испытания, совместные испытания с армией были завершены 13 апреля 1944 г. К этому времени новый двигатель Н-1 прибыл на Локхид и был готов к полетам 26 мая, но уже 31 мая из Англии пришло уведомление об ограничении мощности двигателя - во время испытаний взорвалось несколько двигателей.

После испытаний на штопор ХР-80 включили в состав Тактического командования и перегнали на Чаньют-филд в Иллинойсе, где его использовали в основном в качестве демонстрационного образца и проводили на нем отдельные испытания. 8 ноября 1946 г. ХР-80 был передан в экспозицию Смитсонианского института.


Характеристики
Экипаж 1
Размеры
Размах крыла, м 11,29
Площадь крыла, м² 22,33
Длина самолета, м 10,00
Высота самолета, м 3,12
Силовая установка
1 × ТРД Halford H.1B, тягой, кгс 1 × 1362
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 2854
Нормальная взлетная 3720
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 810
Скороподъемность м/мин 915
Практический потолок, м 12500
Вооружение
5(6) × 12,7-мм пулеметов Browning M2, патронов, шт. 6 × 200

F-80 "Shooting Star"

Истребитель-бомбардировщик

F-80 Shooting Star

F-80 Shooting Star (Падающая звезда) стал первым массовым серийным реактивным истребителем, поступившим на вооружение в USAAF. В 1947 году после изменения системы обозначений в ВВС США, когда букву Р от Pursuit – «охотник» заменили на F от Fighter – «истребитель» и «Шутинг Стар» получил новое обозначение – F-80. Он, как и британский Gloster Meteor, имел традиционную на тот момент простую конструкцию, что позволило ему стать настоящей рабочей лошадкой американской тактической истребительно-бомбардировочной авиации и оставаться в этой роли в течение пяти лет после окончания Второй мировой войны.

За F-80A последовали F-80B и затем F-80C, и именно этот вариант стал самым распространённым. F-80C широко использовался как истребитель-бомбардировщик во время войны в Корее. Только за первые четыре месяца эти самолёты совершили 15 000 боевых вылетов. Пилоты считали этот самолёт идеальным для атак с бреющего полёта, но F-80 не был способен бороться на равных с северокорейскими поршневыми Яками в силу своей ограниченной манёвренности.

1 ноября 1950 года произошла встреча звеньев МиГ-15 и F-80C. При этом атакой со стороны солнца летчик Семён Хоминых сбил один Shooting Star (пилот Фрэнк Ван Сикл погиб). Это был предположительно первый в истории воздушный бой между двумя реактивными самолётами. МиГ-15 со стреловидным крылом значительно превосходил F-80, поэтому начиная с декабря 1950 года им на смену стали поступать F-86A «Сейбр». Кроме того в Корее использовались всепогодные перехватчики Lockheed F-94 Starfire, созданные на базе F-80A.

По официальным данным США, за всё время эксплуатации F-80 в USAF, истребителями этого типа было уничтожено в воздушных боях 18 самолётов противника (в том числе 4 МиГ-15). Все победы были одержаны в период Корейской войны (1950—1953 г.г.). При этом было потеряно 371 F-80C и 28 разведчиков RF-80, не считая учебных T-33.

Всего с конвейера сошло 1718 F-80, многие из которых после завершения активной службы были переделаны в самолёты-мишени.

Характеристики
Экипаж 1
Размеры
Размах крыла (без ПТБ на законцовках), м 11,85
Площадь крыла, м² 22,07
Длина самолета, м 10,52
Высота самолета, м 3,45
Силовая установка
1 × ТРД General Electric J33-GE-11, тягой, кгс 1 × 1746
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 3592
Нормальная взлетная 5307
Летные данные
Максимальная скорость на высоте 9144 м, км/ч 818
Скороподъемность м/сек 23,3
Практический потолок, м 13715
Практическая дальность с ПТБ*, км 1255
Вооружение
6 × 12,7 мм Colt Browning M2/M3, патронов, шт.
бомб, кг
6 × 300
2 × 454

* Примечание. ПТБ - подвесной топливный бак.

Фото Описание

Схема F-80 C

Источники

  • "Локхид Р-80 'Шутинг Стар'" /Авиация и космонавтика. Андрей Фирсов./
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • CD энциклопедия. "Военная авиация" /Media 2000/
  • "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/