Авиация Второй мировой

Home    English

TBF "Avenger"

Палубный торпедоносец

Grumman

TBF-1 Avenger, Grumman.

TBF-1 Avenger, Grumman. © Михаил Быков

TBF "Эвенджер" - Мститель - основной торпедоносец Второй мировой войны, впервые поднялся в воздух в августе 1941 года.

Первое боевое крещение самолет получил в сражении у атолла Мидуэй 4 июня 1942 года. Из шести вылетевших на задание возвратился один. Летчик привел поврежденную машину, управляя ею с помощью триммеров, имея на борту одного убитого и одного раненого. Начало могло показаться неудачей для самолета, но впоследствие Авэнджер принес славу фирме Грумман.

Конструкция. Среднерасположенное крыло имело цельнометаллическую, однолонжеронную конструкцию с потайной клепкой, складывающиеся наружные секции, управляемые от гидропривода. Хвостовое колесо полностью убиралось. Выдвигающийся тормозной гак с электроприводом располагался в хвостовой части. "Эвенджер", как и все самолеты фирмы Грумман был хорошо спроектирован и имел надежную конструкцию. Самолет имел хорошую маневренность, поэтому уже в серийном производстве (TBF-1C) один носовой 7,62 мм пулемет заменили на два крыльевых калибра 12,7 мм, каждый с боезапасом в 600 выстрелов.

Экипаж обычно состоял из трех человек, пилота, бомбардира и радиста. Пилот стрелял из неподвижных передних пулеметов и сбрасывал торпеду. Место бомбардира находилось в нижней хвостовой части фюзеляжа у бомбоотсека, он также стрелял из подфюзеляжного пулемета. Радист располагался позади пилота и стрелял из пулемета в турельной установке.

Силовая установка.14-цилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения "Райт" R-2600-8 с двухскоростным нагнетателем мощностью 1700л.с. (1268 кВт), устанавливался на большинстве самолетов.

Основная часть британских "Эвенджеров" относилась к модели TBF-1B, сначала имели обозначение "Тарпон" Mk.1, затем было изменено на "Эвенджер" Mk.1. Всего британцы получили не менее 921 "Эвенджера". Они действовали на множестве авианосцев, многочисленных британских базах и береговых аэродромах от Канады до Цейлона и Дальнего Востока.

Всего было построено 9836 "Эвенджеров", включая небольшое количество множества специальных вариантов (смотри "Модификации самолета Avenger").


Характеристики TBF-1
Экипаж 3 чел.
Размеры
Размах крыла, м 16.51
Площадь крыла, кв м 45.52
Длина самолета, м 12.2
Высота самолета, м 5.00
Силовая установка
14-ти цилиндровый двухрядный радиальный Wright R-2600-8 Cyclone 1700 л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета (TBF-1C) 4788
Максимальная взлетная 7876
Летные данные.
Максимальная скорость, км/ч 436
Практический потолок, м 6830
Дальность полета, км 1778
Вооружение
2 x 12,7-мм пулемета в крыльях и один и в турели, 7,62 мм пулемет вниз, бомб внутри, кг 907
Фото Описание
Схема TBF-1 Схема TBF-1
Схема TBM-1C Схема TBM-1C
ТВF-1С, первая половина 1944 года ТВF-1С, первая половина 1944 года.

Модификации самолета "Avenger" TBF

  • X-1: два прототипа с двигателями R-2600-8
  • TBF-1: первый серийный. Самолеты TBF-1 ранних производственных серий были идентичны второму прототипу XTBF-1 с дополнительным форкилем. В качестве меры дополнительной безопасности, первые пятьдесят экземпляров TBF-1 оборудовались вторым набором органов управления в задней кабине. Однако они оказались непрактичными, и уже начиная с пятьдесят первого экземпляра самолета, от них отказались. Чтобы улучшить видимость с места радиста, на более поздних TBF-1 были перекомпонованы имеющиеся здесь окна на бортах фюзеляжа, и два маленьких окна (одно прямоугольное и одно круглое) на левом борту были заменены большим овальным окном на уровне задней кромки крыла. Радар начал устанавливаться на Эвенджере уже в первый год его производства, и мачта антенны радара yagi «воздух-поверхность» тип В (ASB) монтировалась под каждым крылом на его внешних панелях. Само радарное оборудование было установлено в отсеке радиста, радар ASB был стандартным радаром, которым снабжались все варианты Эвенджеров. Первый серийный TBF-1 сошел со сборочной линии фирмы Грумман 3 января 1942 года, всего построено 2291 экземпляр.
  • TBF-1В: вариант для Британии, (первоначальное обозначение "Тэрпон" TR Mk 1) построено 395 экземпляров
  • TBF-1C: подобен TBF-1, но с дополнительным запасом топлива (с 1268л до 2748л), включая два сбрасываемых бака под крылом и бак в бомбоотсеке
  • TBF-1СР: модификация TBF-1C c разведывательной камерой широкого обзора
  • TBF-1D: модификация с радаром RT-5/APS-4, модификация с TBF-1CD подобен TBF-1C
  • TBF-1E: модификация с радаром и дополнительным РЭО
  • TBF-1J: модификация с РЭО и освещением для полета в сложных метеоусловиях и спецзащитой от облединения
  • TBF-1L: модификция с выдвижным прожектором из бомбоотсека
  • TBF-1Р: TBF-1, доработанный как TBF-1CP
  • XTBF-2: модификация TBF-1 с двигателем XR-2600-10 мощностью 1900л.с.
  • XTBF-3: два TBF-1, построенных с двигателем, как TBF-3
  • TBF-3: вторая основная серийная модификация с двигателем R-2600-20 мощностью 1900л.с.
  • Avenger Mk.1: британское обозначение TBF-1B, всего построено 402 экземпляра
  • Avenger Mk.2: британское обозначение TBМ-1, всего построено 334 экземпляра
  • Avenger Mk.3: британское обозначение TBМ-3, всего построено 222 экземпляра
  • Avenger AS Mk.4: британское обозначение TBM-3S, 100 экземпляров

Подробно

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/
  • CD энциклопедия "Военная авиация " /Media 2000/
  • Grumman. Avenger" /Война в воэдухе. № 98, 99/
Avenger in flight