TBF "Avenger"
Палубный торпедоносец
Grumman
TBF-1 Avenger, Grumman. © Михаил Быков
TBF "Эвенджер" - Мститель - основной торпедоносец Второй мировой войны, впервые поднялся в воздух в августе 1941 года.
Первое боевое крещение самолет получил в сражении у атолла Мидуэй 4 июня 1942 года.
Из шести вылетевших на задание возвратился один. Летчик привел поврежденную машину, управляя ею с помощью триммеров, имея на борту одного убитого и одного раненого.
Начало могло показаться неудачей для самолета, но впоследствие Авэнджер принес славу фирме Грумман.
Конструкция. Среднерасположенное крыло имело цельнометаллическую, однолонжеронную конструкцию с потайной клепкой, складывающиеся наружные секции, управляемые от гидропривода.
Хвостовое колесо полностью убиралось. Выдвигающийся тормозной гак с электроприводом располагался в хвостовой части.
"Эвенджер", как и все самолеты фирмы Грумман был хорошо спроектирован и имел надежную конструкцию.
Самолет имел хорошую маневренность, поэтому уже в серийном производстве (TBF-1C) один носовой 7,62 мм пулемет заменили на два крыльевых калибра 12,7 мм, каждый с боезапасом в 600 выстрелов.
Экипаж обычно состоял из трех человек, пилота, бомбардира и радиста. Пилот стрелял из неподвижных передних пулеметов и сбрасывал торпеду.
Место бомбардира находилось в нижней хвостовой части фюзеляжа у бомбоотсека, он также стрелял из подфюзеляжного пулемета.
Радист располагался позади пилота и стрелял из пулемета в турельной установке.
Силовая установка.14-цилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения "Райт" R-2600-8 с двухскоростным нагнетателем мощностью 1700л.с. (1268 кВт), устанавливался на большинстве самолетов.
Основная часть британских "Эвенджеров" относилась к модели TBF-1B, сначала имели обозначение "Тарпон" Mk.1, затем было изменено на "Эвенджер" Mk.1. Всего британцы получили не менее 921 "Эвенджера". Они действовали на множестве авианосцев, многочисленных британских базах и береговых аэродромах от Канады до Цейлона и Дальнего Востока.
Всего было построено 9836 "Эвенджеров", включая небольшое количество множества специальных вариантов (смотри "Модификации самолета Avenger").
|