Авиация Второй мировой

Home    English

PV-1 "Ventura (Harpoon)"

Морской ударный самолет

Lockheed

Ventura Mk I

Интерес ВВС Великобритании к военному варианту Lockheed 18 Lodestar привел к созданию самолета, названного Ventura. По сравнению с самолетом Hudson, Ventura имел более эффективное вооружение, большую грузоподъемность, более мощные двигатели. Самолеты начали использоваться в ВВС Великобритании 3 ноября 1942г.

Серийная «Вентура» являлась двухмоторным свободнонесущим монопланом. Машина была полностью цельнометаллической со среднерасположенным крылом.

Силовая установка. На «Вентуре» I стояли моторы Пратт-Уитни R-2800-S1A4-G (1850 л.с.), на «Вентуре» II и более поздних модификациях- R-2800-SB2-G (R-2800-31, 2000 л.с.). И те и другие - воздушного охлаждения, двухрядные звездообразные, 18-цилиндровые. Работали они на 100-октановом бензине. На самолете стояли трехлопастные винты-автоматы Гамильтон Стандард «Гидромэтик» 23Е-50-287 диаметром 3,23 м, широколопастного типа, полностью флюгируемые. Управление шагом винта - гидравлическое.

Двигатели запитывались бензином из баков общим объемом 2139 л. Баки стояли в центроплане (между мотогондолами и фюзеляжем) перед и за главным лонжероном и в консолях сразу за моторами (за главным лонжероном). Все баки были интегральными и протектировались внутренней оболочкой из нескольких слоев натуральной и синтетической резины. При дальних полетах еще два металлических протектированных бака устанавливались в средней части фюзеляжа. На «Вентуре» II ввели съемные непротектированные баки, размещавшиеся в бомбоотсеке, емкостью 2953 л.

Конструкторы «Вентуры» позаботились об экипаже, предусмотрев туалет, вентиляцию и отопление кабины. Она проветривалась воздухом, отбираемым из набегающего потока небольшими заборниками на фюзеляже. Обогрев осуществлялся пятью бензиновыми калориферами «Стюарт Уорнер».

Бомбардировщик имел самое современное по стандартам конца 30-х годов приборное и радиооборудование. На борту были автоматический радиокомпас, автопилот Сперри А-3, целый набор гироскопических приборов, внутрипереговорное устройство.

Каждая «Вентура» несла фотоаппарат. Он монтировался по левому борту за входной дверью. Его использовали и как перспективный (через круглое окно слева), и как плановый (через люк снизу). Аппарат имел набор сменных объективов с различным фокусным расстоянием.

Все, кроме радиста, были прикрыты бронеспинками своих кресел. Бронеперегородка стояла также перед приборной доской. Еще один лист брони защищал сбоку укладку осветительных бомб в кабине. Козырек пилотской кабины и нижнее окно в задней стрелковой точке выполнялись из бронестекла.

Вооружение. Верхнюю турель, по сравнению с «Хадсоном», переместили вперед, расположив сразу же за входной дверью. Дальше к хвосту, в остекленном нижнем уступе, стояла еще одна пулеметная установка.

«Вентура» была вооружена двумя 12,7-мм и шестью 7,69-мм пулеметами. Два пулемета «Браунинг» (7,69 мм) стояли в остекленном носке кабины бомбардира. Боезапас составлял 375 патронов на ствол. Эти пулеметы поворачивались только в вертикальной плоскости и имели два фиксированных положения: прямо вперед и 25° вниз. Прямо над головой бомбардира неподвижно устанавливались два крупнокалиберных пулемета «Кольт-Браунинг». Стояли они асимметрично: левый чуть выдавался вперед, чтобы разместить друг за другом патронные ящики. В каждом ящике находилось по 125 патронов. Эти пулеметы взводились гидроприводом, а стреляли при нажатии пилотом кнопки на штурвале. Верхнюю турель Боултон-Пол С без всяких изменений взяли с «Хадсона». Два ее пулемета «Виккерс» имели запас по 500 патронов. Если не считать небольших зон за килевыми шайбами, она простреливала всю верхнюю полусферу. Еще два «Браунинга» стояли на шкворневой установке в нижней огневой точке. Для них имелось тоже по 500 патронов. Стволы могли подниматься на 8° вверх и опускаться на 70° вниз, поворачиваться на 25° вправо-влево. Стрелял из этих пулеметов радист, он же и перезаряжал их. Электроспуск верхней и нижней турелей блокировался, если они были прицелены на элементы конструкции самолета.

Бомбовую нагрузку «Вентура» несла только внутри фюзеляжа. Бомбоотсек располагался под полом кабины, начиная от места радиста и до задней кромки крыла. Внутри имелось семь балок бомбодержателей. Для «Вентуры» I общая нагрузка ограничивалась пределом 1134 кг, для «Вентуры» II - 1361 кг. В ассортимент боеприпасов входили фугасные, бронебойно-фугасные, осколочные и глубинные бомбы нескольких типов.

Всего построили 487 самолетов типа «Вентура» II, но только 166 из них отправили в страны Британского Содружества (Великобританию, Канаду и ЮАС). 264 машины после начала войны на Тихом океане реквизировали ВВС армии США, они эксплуатировались как «модель 37» или R-37. Еще 27 забрал военно-морской флот, обозначивший их PV-3.

PV-2 Гарпун. У «Вентуры» было немало недостатков, в том числе - высокая посадочная скорость, тесный бомбоотсек; да и дальность для применения на Тихом океане хотелось бы иметь побольше. Работы по модернизации PV-1 начались в июле 1942 г. под общим руководством Дж.Уэссела, ведущим инженером проекта являлся С.Фортер. Новую машину назвали «моделью 15». У нее изменилась конструкция консолей крыла за мотогондолами. Размах крыла увеличился довольно существенно - на 2,9 м, достигнув 22,86 м. Почти все крыло заполнили интегральными бензобаками. Вместе с дополнительными баками в бомбоотсеке и подвесными на пилонах под плоскостями самолет теперь нес 7052 л горючего (230% от того, что имела «Вентура» I). Это намного увеличивало радиус действия. Даже на основных баках расчетная дальность полета превысила 2800 км. Возрастание площади крыла должно было уменьшить посадочную скорость и увеличить полезную нагрузку. Горизонтальное оперение приобрело прямоугольную форму, его площадь существенно возросла. Почти вдвое увеличились по ширине и килевые шайбы - так предполагалось повысить путевую устойчивость и облегчить при необходимости полет на одном моторе. Чтобы увеличить емкость бомбоотсека, его створки сделали сильно выпуклыми - машина приобрела характерное «пузо». Теперь внутри можно было подвесить больше бомб (до 1814 кг) или две ракеты «Тини Тим» (в бомбоотсек PV-1 входила только одна). По-прежнему сохранялись подкрыльные пилоны для сбрасываемых баков или дополнительных бомб (калибром до 454 кг). Таким образом, максимальная бомбовая нагрузка нового самолета составляла 2722 кг. Под плоскостями размещались и ракеты - 8 HYP HVAR, как и на PV-1 последних серий. Стрелковое вооружение состояло теперь из девяти крупнокалиберных пулеметов. Пять стояли неподвижно в носу фюзеляжа, два - на верхней турели «Мартин» и два - в нижней задней установке. Моторы остались прежнего типа (R-2800-31), но их капотирование немного изменили и оснастили новой выхлопной системой, при этом выходной патрубок выхлопного коллектора сместили назад. Внедрили и более мощные, большие по размеру, маслорадиаторы. Некоторые изменения внесли в оборудование пилотской кабины - сделали ее более удобной и комфортабельной. Козырек кабины стал округлым, а не V-образным. Первый опытный образец самолета, названного PV-2 «Гарпун», заложили 8 ноября 1943 г. С марта 1944 г. завод начал сдавать военной приемке первые серийные самолеты. Выпуск «Гарпунов» быстро расширялся, с мая 1944 г. производство старых PV-1 прекратили вовсе.

На последнем, 35-м экземпляре PV-2D в сентябре 1945 г., сразу после известия о капитуляции Японии, производство «Гарпунов» остановили. Всего изготовили 3028 самолетов «Вентура» и «Гарпун» («Хадсонов» выпустили 2941).

"Вентуры" в СССР. C января 1944 г. «Вентуры», базировавшиеся на Алеутах, начали бомбить северокурильские острова Шумшу и Парамушир. Основными целями были японские объекты в Катаоке (ныне Байково) и Касивабаре (Северо-Курильск), а также аэродромы.

Эти передовые базы хорошо прикрывались зенитной артиллерией и истребительной авиацией. Немало самолетов получали повреждения, после которых не могли рассчитывать на возвращение домой. Тогда подбитые PV-1 (впрочем, как и самолеты других типов) разворачивались к Камчатке и садились на тамошних аэродромах или просто в тундре.

Первые машины из эскадрильи VB-135 приземлились на аэродроме Елизово 15 июня 1944 г. после налета на Шумшу. Сначала сел PV-1 Р.Бона с поврежденным двигателем. Чуть позже И-16 привел к аэродрому самолет летчика Шуэтта, блуждавший над тундрой в поисках места для посадки. У него были пробиты баки и горючего не хватило бы на обратный путь к Атту.

Затем «Вентуры» появлялись довольно часто. 24 июля самолет Дж.Вивиана дотянул до Камчатки на одном моторе, отбиваясь от японских истребителей. Советские И-16 отогнали японцев и довели PV-1 до Елизова.

Но не всем везло. 20 июля самолет из VB-135 не долетел до аэродрома и сел прямо в лесу. 13 августа К.Линделл из VB-136 дотянул до посадочной площадки, но, садясь на одном моторе, промахнулся и врезался в деревья. 28 августа у Дж. Дингла при посадке не выпустились закрылки (пулями пробило гидросистему, его обстреляли японские истребители над островом Онекотан), и он потерпел аварию. 20 августа Дж. Коулс (VB-136) при двух поврежденных моторах и пробитой гидросистеме приземлился на брюхо в тундре - при посадке его PV-1 взорвался. 11 сентября Д. Макдональд из VB-135, подбитый истребителями, сел в Петропавловске, но стойка шасси подломилась, и машина скапотировала.

Некоторые экипажи, дотянув до советского берега, выбрасывались с парашютом. Так поступил, например, экипаж Дж.Пауэра из VPB-131 21 февраля 1945 г.

По действовавшему тогда советско-японскому договору о нейтралитете, американские самолеты и их летчики подлежали интернированию. Пилотов передавали 60-му морпогранотряду НКВД. Дальше путь лежал в сборный лагерь для интернированных в Средней Азии, а оттуда через Иран домой в Америку. Самолеты же оставались на Камчатке.

Всего с июля 1944 г. по май 1945-го в различных районах Камчатки приземлились восемь PV-1 из эскадрилий VB(VPB)-135, -136, -139. Все они имели боевые повреждения различной тяжести. Устройства самоподрыва, размещенные на некотором секретном оборудовании машин, летчиками не включались. «Вентуры» тщательно изучались офицерами 128-й смешанной дивизии, базировавшейся на Камчатке, и представителями ВВС Дальневосточного фронта. Пять из них полностью восстановили. Их эксплуатировала 128-я дивизия, хоть официально в ее штате эти самолеты не состояли. Использевались PV-1 в основном для патрулирования побережья, причем летали они довольно много: например, в январе - феврале 1945 г. «Вентуры» совершили 62 самолето-вылета. В документах дивизии машины числились как В-34. Одну «Вентуру» облюбовал командир дивизии подполковник М.А.Еремин - летал на ней по полкам, разбросанным по всей Камчатке. Дальнейшая судьба этих машин неизвестна.


Характеристики
PV-1 PV-2
Экипаж, чел. 4-5 4-5
Геометрия
Размах крыла, м 19,96 22,86
Площадь крыла, м² 51,19 63,73
Длина самолета, м 15,77 15,87
Высота самолета, м 3,63 4,04
Массы
Масса, кг пустого 9161 9538
норм. взлетная 14096 15272
max взлетная 15422 16329
Силовая установка
18 цилиндровый радиальный 2 × R-2800- S1A-G SB2-G (31)
мощность, л.с. 1850 2000
Лётные данные
Скорость, км/ч max 518 454
на высоте, м 4205 4175
крейсерская 274 275
Скороподъемность м/мин 680 497
Практический потолок, м 8015 7285
Максимальная дальность, км 2670 4715
Фото Описание
Схема Ventura  PV-1 Схема Ventura PV-1
Схема PV-2 Harpoon Схема PV-2 Harpoon
 Ventura II AE854 EG-J Joybelle - счастливая красавица из 487-й эскадрильи RNZAF Ventura II AE854 EG-J "Joybelle - счастливая красавица" из 487-й эскадрильи RNZAF

Модификации самолета "Ventura (Harpoon)"

  • Ventura Mk I - первоначальный серийный вариант для британского контракта, оснащенный двигателями Pratt & Whitney Double Wasp S1A4-G мощностью 1850 л.с.; несколько самолетов было впоследствии модифицировано в Великобритании для эксплуатации в береговом округе под обозначением Ventura GR.Mk I.
  • Ventura Mk II - похожий на самолет Ventura Mk I, но с бомбовым отсеком большей емкости и двигателями Pratt & Whitney R-2800-31 мощностью 2000 л.с.
  • Ventura Mk IIA - похожий на самолет Ventura Mk II, но с другим вооружением.
  • Ventura GR.Mk V - обозначение в ВВС Великобритании варианта самолета PV-1; впоследствии некоторые были модифицированы в транспортные самолеты с обозначением Ventura C.Mk V.
  • B-34 (позже - RB-34) - около 20 самолетов, реквизированных для ВВС США по ленд-лизу.
  • B-34А (позже - RB-34А) - обозначение 101 самолета, использовавшихся в ВВС США как учебно-тренировочные.
  • B-34В (позже - RB-34В) - 13 самолетов, использовавшихся для тренировок штурманов в ВВС США.
  • В-37 - вариант самолета с двигателями Wright R-2600-13 мощностью 1700 л.с.; построено 18 самолетов.
  • PV-1 Ventura - аналог Ventura Mk II, но с модифицированным бомбовым отсеком; позже некоторые самолеты были оснащены радаром перехвата воздушных целей.
  • PV-1P - несколько самолетов PV-1, переоснащенных для фоторазведки.
  • PV-2 Harpoon - вариант с крылом большего размаха для увеличения объема топлива, переделанным хвостовым оперением и другим вооружением.
  • PV-2C - обозначение 30 самолетов PV-2, использовавшихся для тренировок, после герметизации встроенных топливных баков во внешних отсеках крыла.
  • PV-2D - аналог PV-2, с измененным вооружением; поставлено 35 машин.
  • PV-2T - обозначение учебно-тренировочных самолетов PV-2.
  • PV-3 Ventura - обозначение 27 самолетов Ventura Mk II, переданных по британскому контракту.

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Локхид "Лоудстар", "Вентура", "Гарпун"." /Владимир Котельников/
  • "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/